Как известно, в ранние периоды существования человечеству присущи религиозные и мифологические формы сознания. Смысл существования человека раскрывается сказаниях и мифах. Философское понимание человека образуется и проходит сквозь призму таких представлений, понятий, идей и образов. Так появляются первые учение о человеке в Древнем Востоке.
Древнеиндийская литература, Веды, в которой выражалось религиозное, философское и мифологическое мировоззрение, как раз и выражала древнеиндийскую философию. Глубокий интерес к человеку выражался в текстах, которые примыкали к Ведам – Упанишадах. Упанишады задавались вопросами «К чему мы стремимся?», «Каково наше происхождение?». Здесь раскрывались пути, которыми человек мог освободиться от мира страстей, а также проблемы нравственности человека. Чем лучше человек освобождается от страстей и мира, тем более совершенен он. Растворение души (атмана) в мировой душе – способ освобождения души.
Философия Древней Индии
Также Упанишады придерживались концепции круговорота жизни (сансара), которая тесно связана с воздаянием (карма). Человеческая жизнь, в учении о сансаре, рассматривается как бесконечная цепь перерождений. В законе кармы человек включается в бесконечный круговорот перерождений, также закон кармы предопределяет будущее рождение человека, что является результатом всех поступков и деяний предшествующих жизней. Таким образом, человек, совершавший исключительно достойные поступки и благие действия, родится представителем высшего сословия (варны):
- воином,
- священнослужителем,
- представителем племенной власти,
- торговцем,
- ремесленником,
- земледельцем.
Человек, совершавший недостойные поступки и живший неправедной жизнью, родится представителем низшей варны - шудры (масса непосредственных производителей и зависимого населения) или его атман попадет в тело животного. При этом не только варна, но и все, с чем сталкивается человек в жизни, определено кармой.
Философия Древней Индии представляет человека как части мировой души. Здесь, в учении о переселении душ, нет четкой границы между живыми существами и богами. Пафос Упанишад выражается в том, что они утверждали, что человек стремится к избавлению от страстей бытия и к свободе. Учение Упанишад оказало огромное влияние на философию буддизма, йоги, джайнизма. Также их философия влияла и на мировоззренческие взгляды М. К. Ганди.
Философия Древнего Китая
В философии этого времени выражается самобытное учение о человеке. Конфуций – одна из значительнейших фигур того времени. Его исходная концепция – концепция «неба», обозначающая не только часть природы, но и представляющая собой высшую духовную силу, которая определяет развития человека и мира. Философия Конфуция носит антропоцентрический характер, т.к. в центре его учения стоит именно человек. Мыслитель был обеспокоен разложением общества того времени и свое внимание он акцентировал на нравственном поведении человека. Он утверждал, что человек должен совершать поступки, ссылаясь на моральный закон – Дао и совершенствоваться. Цель подобной жизни – достичь уровня «идеального человека». Путь к этому лежит через следование определенным этическим принципам.
Даосизм – другое направление философии Древнего Китая. Лао- цзы – основатель данного направления. Здесь исходная идея – учеие о дао (путь, дорога) -это невидимый, вездесущий, естественный и спонтанный закон природы, общества, поведения и мышления отдельного человека. Человек должен следовать в своей жизни принципу дао, т. е. его поведение должно согласовываться с природой человека и Вселенной. Здесь возможно бездействие, что приведет в конечном итоге к счастью и свободе.Люди, не следующие дао, обречены на неудачу и погибель. Мудрец, следующий дао, одинаково относится ко всем и не печалится ни о жизни, ни о смерти, понимая и принимая их неизбежность и естественность.