Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Диалогическая антропология М. Бубера

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / Философская антпропология / Диалогическая антропология М. Бубера
Диалогическая антропология М. Бубера

Фигура мыслителя

Мартин Бубер ($1878-1965$) – представитель экзистенциальной философии. Бубер являет религиозным мыслителем, немалая доля его научных трудов посвящена исследованию иудейской мистики.

Замечание 1

В целом, идеи экзистенциализма Мартина Бубера во многом созвучны с христианским персонализмом. Антропологическую проблематику он исследует с использованием понятия диалог, личностное отношение.

Бубер не приемлет ницшеанский подход к трактовке человека с его идей деления на «сверхчеловека» и манипулируемых рабов. С точки зрения философа-экзистенциалиста каждый человек представляет собой ценность. Это несогласие с идеями Ницше По данной теме мы уже выполнили реферат реферат по философии подробнее толкает Бубера к созданию собственной антропологической концепции. Кроме того, на ее выработку повлияли идеи В. Дильтея и Г. Зиммеля. Такой концепцией стала философия диалога.

Готовые работы на аналогичную тему

Диалогичность человеческой природы

Замечание 2

Исходным тезисом М. Бубера является утверждение отсутствия границы между субъектом и объектом, он говорит о целостном знании. Мыслитель выделяет два ключевых отношения человека к миру «Я-Ты» и «Я – Оно». В первом мы получаем диалог человека с миром, человека с Богом, во втором – объективирование мира, представление его обезличенным предметом познания.

Отношение личности к миру и к другому человеку как к «Оно» носит прагматический, утилитарный характер. Отношение же как к «Ты» способствует налаживанию духовного контакта. Сфера «Оно» - это сфера предметов-вещей мира. Они могут быть познаны разумом, а результаты познания сохранены памятью. Поэтому «Оно» позволяет человеку накопить опыт знаний об окружающем мире. Сфера «Оно» постоянно растет, т.к. увеличивается количество вещей и способов их познания, увеличивается багаж знаний. Сфера «Ты» являет себя как нечто иное.

Я-Ты и условия диалога

Если отношение Я-Оно являлось частью общего, было массово, то Я-Ты – единично, не расположено в сфере опыта, т.е. не объективируется в предмете или явлении мира. Место его расположение – межличностное отношение, оно носит духовный характер. Отношение «Я-Ты» - это «предстояние» меня перед лицом Другого, таким же образом оно воспринимается и этим Другим.

Я и Другой находят друг друга через встречу. Это событие носит выделенный из череды обыденного течения времени характер. Эта встреча есть диалог. Вступившие в него пребывают в настоящем, время прекращает для них длится. Диалог – это состояние абсолютного для человека, событие «здесь и сейчас».

Итак, выделение двух типов отношений «Я-Ты» и «Я-Оно» отражает мысль о наличию подлинного и неподлинного существования человека. «Я-Ты» - это подлинное бытие, «Я-Оно» - неподлинное. Вокруг события диалога выстраивается понимание окружающего мира, внутренний мир человека.

Позиция свободы

С точки зрения Бубера отношение «Я – Оно» не обладает свободой, он подчинен причинности. Это выражается в том, что опыт всегда приобретается с целью. Он связан непосредственно с жизнью, с практической деятельностью. Посредством «Оно» происходит манипулирование миром. При этом не следует считать, что Бубер призывает покинуть мир «Оно». Человек должен найти выход к Ты, к Другому.

Мыслитель считает, что только в отношении, в диалоге с Другим человек может обрести свободу. Диалог начинается со свободного решения, с заинтересованности. Встречая Другого человек совершает поступок, он протягивает руку навстречу, тем самым ломая предрассудки объективированного мира «Оно».

Таким образом, в антропологической концепции Бубера место свободы человека – это внутренний мир личности, пространство «между» Я и Ты.

Встреча человека с Другим является свободным творческим актом. Ответ на призыв Другого – это творчество, в целом вся культура начинает постулироваться как ответ Другому.

Замечание 3

Кроме того, М. Бубер значительно расширяет рамка диалоги, не сводя ее к только речевой составляющей. Призыв Другого может быть выражен через мимику, жест и даже посредством простого молчания, иными словами, установления своего рода невидимой связи.