Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Революционизм и реформизм как типы политического менталитета

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / Революционизм и реформизм как типы политического менталитета
Революционизм и реформизм как типы политического менталитета

Понятие политического менталитета

Определение 1

Политический менталитет – это представления и убеждения, характерные для одной из социальных общностей, предполагающие активное восприятие окружающей действительности, а также отдельных ее субъектов.

К понятию «политический менталитет» приближено такое понятие как «картина политического мира» и «политическое сознание». Картина политического мира включает знания теоретического характера, а также знания, которые следуют из повседневного опыта, а также ценностные ориентации политических субъектов. Политическое сознание – это не только научные теоретические знания, но и представления, которые возникают при осознании повседневной жизни.

Политический менталитет связан с опытом, повседневной жизнью и состоит из:

  • представлений о политической реальности;
  • ценностных политических ориентаций осознанного и неосознанного характера;
  • политических установок, стихийной предрасположенности особым образом реагировать на политическую ситуацию.

Различные социальные общности в России имеют собственный политический менталитет. При этом существует ряд некоторых базовых представлений, ценностей и установок, характерных большей части российского общества на уровне повседневности.

Революционизм и реформизм

Определение 2

Реформизм– это система взглядов и политическое течение, которыми отрицается необходимость революции и отстаивается возможность создать общество социальной справедливости через средства постепенного эволюционного приближения к социализму или для улучшения существующей капиталистической системы в ходе накопления реформ благодаря компромиссам.

Теоретиками реформизма можно назвать Эдуарда Бернштейна, Фердинанда Лассаля и Георга Фолимара. После войны к теоретикам реформизма причислили Бенедикта Каутского, Гарольда Ласки, Герберта Моррисона и Джона Стрейчи. Исторический успех реформизма в рабочем движении связывают с расширением избирательных прав, а также с развитием институтов демократии и развитием непосредственно рабочего движения. После окончания Первой мировой войны и Октябрьской революции в развитых странах реформизм стал официальной идеологией лейбористских и социал-демократических партий, а также большей части профессиональных союзов.

Реформизм подвергается критике за свою парадоксальность: он стремится к преодолению существующей экономической системы капитализма, но при этом также стремится улучшить условия жизни людей при капитализме, чем делает его терпимее для общества. Роза Люксембург говорила о капитализме, что он не будет свергнут, а напротив укрепится на развитиях социальных реформ.

Дискуссия о возможности социалистического преобразования общества через социал-демократические реформы продолжается уже свыше ста лет.

Последовательно используя основные законы диалектического материализма, общество неизбежно находит несколько импульсов своего развития и движения в самом себе, в противоречиях, которые в нем порождаются. Это может быть объяснено законом единства и борьбы противоположностей. Он говорит о том, что развитие объективной реальности, а также процесс ее познания и все формы человеческой активности осуществляются через раздвоение единого на различное и противоположное. А взаимодействие противоположных сил характеризует рассматриваемую систему, с одной стороны, в качестве единого целого, а с другой стороны – является внутренним импульсом для ее развития.

Жизненный путь любой конкретной системы идет через драматическое испытание противоречиями.

Определение 3

Противоречие – это вид взаимодействия разных и часто противоположных сторон, свойств и тенденций в составе определенной системы или межсистемного взаимодействия, столкновение противоположных сил и стремлений.

Определение 4

Конфликт – крайнее проявление противоречия. Противоречие само по себе без разрешения не приведет к развитию, оно выступает как необходимое, но недостаточное условие. Противоречие в качестве источника развития действует только вместе с его разрешением.

Известно два типа развития объектов на основании противоречий, которые в них заложены, а также два главных способа их разрешения, обусловленные этими же противоречиями: антагония и гармония.

Гармония предполагает наличие стремления к достижению разумного компромисса и полное слияние на основании определенного общего начала, которое может дойти до полного слияния. Антагонистические же противоположности при образовании единства, получают вместе с этим и относительной самостоятельностью: качественную и количественную неравнозначность, играя разную роль в составе целого, при этом одной из сторон задается тон в ходе развития, являясь ведущей силой.

Это хорошо продемонстрировано на примере развития любого общества и государства, как основной формы его существования. Государство – это способ организации политической власти экономически господствующего класса. Так как этот класс действует от лица целого общества, а его политическая организация и является формой организации общества в целом, его деятельность состоит из двух основных моментов:

  • выполнение общих дел;
  • специфические функции, вытекающие из противоположностей народных интересов.
Определение 5

Революционизм – это политическое течение, которым выражается совокупность объективных условий, в которых отражен экономический и политический кризис рассматриваемого общественного строя, определяющего возможность протекания социальной революции.

Реформизм по сути является отрицанием политической борьбы, которая вызывает обвал системы, проповедуя сотрудничество классов.

У обоих этих подходов есть и преимущества, и недостатки.

Революционизмом быстро разрешаются любые противоречия, но часто это сопровождается большими потерями людей. Реформизм аккуратно и осторожно действует, но часто затянут по времени. Его можно назвать нормальным способом существования государства, то есть граждане в государстве развиваются антагонистически. Но если скорость разрешения противоречий будет слишком низкой, возможен переход к революционному развитию.

Таким образом, в реформизме есть и революционизм, и напротив. Политический менталитет в самом общем смысле – осознание народными массами того, как надо вести свою общественную жизнь. Иными словами, это обоснованное понимание пути общественного развития.