Постановка проблемы
Проблема «Я» и «Другого» имеет долгую историю рассмотрения в рамках философии. В рамках философского знания проблема Другого стоит на периферии, касаясь:
Наибольший интерес к вопросу о статусе Другого проявлялся в философии $XX$ века, в основном в экзистенциализме и психоанализе.
Проблема Другого касается популярной в современной интеллектуальной культуре интерсубъективности. Англоязычные мыслители склонны рассматривать интерсубъективность аналитически. Это позволяет говорить о своего рода объективности. С другой стороны, с точки зрения феноменологии интерсубъективность приобретает субъективный и психологический характер. Вместе с тем, до сих пор очень мало работ, посвященных осмыслению метафизических и онтологических основ интерсубъективности.
Связь «Я» и «Другого»
Почему взаимодействие «Я» и «Другого» является актуальным в современной мысли? Проблематика Другого касается вопроса о личности и сознании человека. Личность находится в непрерывном общении с внешней средой, он существо по преимуществу социальное. Диалог – это один из ключевых составляющих жизнедеятельности человека.
Отношение человека к Другому – база для коммуникации. Кроме того, что человек встречает в Другом собеседника и друга, при помощи встречи с ним он обнаруживает и осмысливает себя.
Все это выводит нас на решение вопроса о подлинности и не подлинности общения. Современное общество грешит утратой личностных связей между людьми. Общение становится суше и реже.
Онтологическое значение
Человек становится мерой вещей и оценки происходящих явлений, что в свою очередь открывает путь к осмыслению его с точки зрения онтологии. С середины XX века сама категория бытия начинает выводится, исходя из определения природы человека. Он становится единственной инстанцией в мире, посредством которой не только познается бытие, но и обосновывается его значимость. Связь «Я» и «Другого» влияет на осмысление такого понятия как «со-бытие».
Гносеологическое значение
В философии сложился подход к Другому как к предмету познания. На это во многом повлияла философия Декарта, согласно с которой между субъектом, «Я», и объектом, «Другим» прокладывается непроходимая граница.
В связи с коммуникационными связями Я и Другого встает вопрос о природе истины. Личность каждого человека в процессе его коммуникации с миром и обществом являет себя как ценность, уникальность не подлежащая сомнению. При этом указанная уникальность персонального я не может быть всецело передана другому, а следовательно, и понята им.
Личностное общение Я и Другого поэтому носит очень сложный и откровенный характер, когда участники пытаются выразить и концептуализировать в словах свой внутренний мир.
Исходя из этого, приобретение истинного знания – это результат совместной работы людей по установлению коммуникативных связей.
Экзистенциальное значение
Экзистенциализм отношения Я и Другого выражается в том, услышан ли, понят ли каждый из участников диалога. Позитивный исход этого – открытость человека по направлению к миру, по направлению к обществу и каждому его представителю. Негативный же исход рождает замкнутость и изоляцию человека, которые носят характер психологический и духовный. Это, с одной стороны, нарушает внутреннюю жизнь человека, с другой стороны, не позволяет в полном объеме чувствовать себя частью сообщества.
В рамках рассмотрения экзистенциальных смыслов отношения «Я-Другой» стоит отметить то, что Другой очень часто выступает для Я неким трансцендентным субъектом, дающим ему мировоззренческие смыслы, морально-нравственные ценности, императивные нормы поведения.