Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Организационные отношения в системе менеджмента

Понятие организации и организационных отношений

Определение 1

Организационные отношения в системе менеджмента – это воздействие, взаимодействие или противодействие, осуществляемые между элементами организации внутри и вне ее при создании, функционировании, развитии и разрушении.

Прежде чем рассматривать организационные отношения, необходимо дать определение самой организации.

Определение 2

Под организацией понимают пространственно-временную структуру производственных факторов и процессы их взаимодействия в целях получения максимальных количественных и качественных результатов в кратчайшие сроки и при минимальных затратах ресурсов (т.е. с наибольшей эффективностью).

Статья: Организационные отношения в системе менеджмента
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Общие признаки организации:

  • влияние кадров и менеджмента на ее характер,
  • объединение процессов, взаимодействующих без интеграции неэффективно или нецеленаправленно,
  • сохранение порядка процесса либо в заранее запланированном состоянии, либо с корректировками в зависимости от ситуации, реакции менеджера и работника. Оперативно определяемые незапланированные действия предполагают, что принятие решений влечет за собой соразмерную ответственность со стороны принимающих решение лиц,
  • гибкость, зависящая от конкретного процесса, и обеспечивающая функционирование системы в условиях изменяющейся внешней среды,
  • единство между процессами управления и рабочими процессами как следствие разумного разделения трудовых функций.

Организации представляют собой единство состояний и процессов, поскольку они обеспечивают стабильность организационных решений. При этом стабильность самих организаций поддерживается за счет постоянно проходящего развития как внешней, так и внутрифирменной среды.

Структура управления нужна для того, чтобы выполнять общие и конкретные функции управления, сохранять в целесообразном виде горизонтальные и вертикальные связи, а также обеспечивать разделение между элементами управления.

«Организационные отношения в системе менеджмента» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

На вертикальное разделение влияет число уровней управления, а также директивные отношения и их подчиненность. Горизонтальное разделение производится на основе отраслевых признаков. Оно может определяться:

  • подпроцессами промышленного производства,
  • изготавливаемыми изделиями,
  • пространственными производственными условиями.

Регулированию со стороны организационной структуры подвергается:

  • распределение задач между подразделениями и отделениями,
  • полномочия при решении тех или иных проблем,
  • взаимодействие между этими элементами.

Таким образом, фирму строят как иерархическую структуру, которая подчиняется законам рациональной организации:

  • задачи упорядочиваются по важнейшим точкам процесса,
  • управленческие задачи должны быть приведены в соответствие с принципами ответственности и компетентности (согласованность между доступной информацией и «полем решения», способность компетентных функциональных единиц принимать на решение новые задачи),
  • непременное разделение ответственности за процесс, а не за сферу,
  • краткие управленческие пути,
  • баланс между гибкостью и стабильностью,
  • способность осуществлять целеориентированную активность и самоорганизацию,
  • стабильность действий, повторяемых циклически.

Конкретная организационная структура зависит от ряда факторов:

  • размер компании,
  • применяемые технологии,
  • окружение.

Типы организационных управленческих структур

Определение 3

Под организационной структурой управленческого аппарата понимают форму разделения труда по управлению компанией.

Создание каждого подразделения и должности предназначается для выполнения того или иного набора работ или функций управления. Чтобы подразделение выполняло свои функции, его должностные лица должны быть наделены полномочиями, то есть правами распоряжаться ресурсами, а также должны нести ответственность за выполнение возложенных на них функций.

В схеме организационной структуры находит отражение статическое положение подразделений и должностей, а также характер существующих между ними связей. Связи бывают следующих типов:

  • административное подчинение (линейные),
  • по сферам деятельности, без административного подчинения в прямом виде (функциональные),
  • между подразделениями на одном уровне (кооперационные или межфункциональные).

В зависимости от того, связи какого типа реализованы, организационные структуры управления могут быть нескольких типов:

  • линейная, когда на каждого руководителя возложена обязанность обеспечивать руководство нижестоящими подразделениями по всем направлениям деятельности. Достоинством этой структуры является экономичность, простота и предельное единоначалие. Главный недостаток – руководитель должен быть очень высоко квалифицирован. Используется редко,
  • функциональная, в которой реализуется тесная связь между административным управлением и функциональным управлением. Кооперация затруднена, а принцип единоначалия нарушен,
  • линейно-функциональная, или ступенчатая иерархическая, в которой линейные руководители работают на основе принципа единоначалия, а функциональные органы оказывают им помощь. При этом линейные руководители, занимающие низшие ступени, не подчиняются (в административном смысле) функциональным руководителям, относящимся к верхним ступеням. Такую структуру иногда называют штабной, потому что на соответствующем уровне функциональные руководители образуют штаб для линейного руководителя,
  • матричная, в которой у исполнителя может одновременно быть два или даже больше руководителей (один линейный, остальные – руководители направлений или программ). Типична для фирм, которые ведут работу по различным направлениям,
  • дивизиональная, в рамках которой осуществляется выделение филиалов (дивизионов) по географическому признаку или области деятельности.
  • множественная, в которой объединяются разные структуры в рамках разных управленческих ступеней.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 03.03.2020
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot