Философский проект немецкого мыслителя Фридриха Ницше носит бессистемный характер. На это влияет метафорический язык и специфический методологический подход к анализу философских проблем (вопросов бытия, познания и морали).
В целом, вся философия Ф. Ницше касается антропологической проблематики.
Против Р. Декарта и христианства
Ф. Ницше отвергает идеи о человека Рене Декарта. В первую очередь, его не устраивает упор французского философа на разумности жизни человека.
Ф. Ницше сторонник имморализма. Имморализм является подходом к этической проблематике, который отрицает всякую мораль. Ницше критикует христианскую мораль. Она, с его точки зрения, делает из человека безвольного раба.
Ницше призывает к переоценке всех ценностей. По мнению Ницше, христианская мораль является проявлением слабости воли и принесения в жертву Богу своей личной свободы. Иными словами, она есть ограничение. Мораль христианства изначально выражала разочарование в мире настоящего и поиск успокоения и вера в будущее.
Христианский концепт любви к ближнему – это ограничитель для сильных духом и волей, которые должны снисходительно относиться к безвольным. Следование сильных заповедям любви христианства – это «воля к смерти», упадку и постепенной деградации. Это мораль «рабов».
Наравне с этим Ф. Ницше говорит и о наличии «морали господ». Она описывается мыслителем с помощью понятий сила и эгоизм. Указанный тип морали присущ для «аристократов духа», которые не смотрят на низкие установки морали и человеколюбия, а устанавливают дистанцию между собой и ими. При этом Ницше говорит о правомерности нарушения морально-нравственных установок высшими.
Сверхчеловек
Взгляды на человека представлены Ф. Ницше не только в теории «новой морали», но и в утверждении рождения нового человека – сверхчеловека.
Но формирование концепции «сверхчеловека» повлияли две идеи:
- «вечное возвращение»,
- «смерть Бога».
Концепт «вечного возвращения» в рамках философии Ф. Ницше имеет онтологический характер, посредством него нечто входит в рамки бытия. Мир и человек в нем устроены так, что с неизменностью все приходит вновь. С точки зрения антропологии и морали вечное возвращение проверяет временем выработанные ранее концептуальные установки.
«Смерть Бога» предстает у Ф. Ницше не как простое атеистическое отрицание Бога. «Смерть Бога» - это духовный диагноз общества современного Ницше. Идея эта призвана отразить то, к чему привело человечество развитие научного познания и культуры. Бог перестает быть идеалом, образцом для подражания, человек перестает соотносить свою жизнь, ее цели и смысл, с наличием трансцендентного бытия. Место Бога в умах людей становится пустующим.
«Смерть Бога» открывает простор для появления сверхчеловека как некой новой онтологически самостоятельной единицы мира. По выражению Ф. Ницше сверхчеловек противостоит человеку на столько, на сколько обезьяна человеку. В образе сверхчеловека немецкий мыслитель видит логический итог эволюции человека как биологического вида.
Человек, по Ницше – это то, что нужно превзойти; человек – это канат, натянутый между животным и человеком над пропастью. Исходя из этого, человек является не цель, а средством, мостом, переходом в будущее. Человек на путях к сверхчеловеку должен себя преодолеть.
Сверхчеловек не утрачивает природные инстинкты, он склонен сам формировать себя. В этом был призыв Ницше за человеческое в человеке. Концепт сверхчеловека имеет тесню связь с теорией морали Ницше.
Идея сверхчеловека противопоставляется идее коллектива. Сверхчеловек индивидуален и эгоистичен. Он ценит только всяческие проявления жизни. Сверхчеловек творец в онтологическом смысле этого слова, т.е. его деятельность может созидать и изменять основы мира.
При всем этом сверхчеловек – это последний человек, который знаменует упадок человечества как такового.
Интересно то, что Ницше называет конкретные примеры «сверхлюдей» из истории: Юлий Цезарь, Чезаре Борджиа и Наполен.