Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Философия религии Ф. Ницше

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Философия религии Ф. Ницше

Общая характеристика ницшеанства

Учение Ф. Ницше По данной теме мы уже выполнили реферат реферат по философии подробнее можно отнести как к волюнтаризму, на том основании, что в основу всего живого им полагается воля к власти, так и к философии жизни, поскольку именно жизнь во всех ее проявлениях, и прежде всего жизнь человека, он ставил в центр своих философских размышлений.

Замечание 1

Ницше – яркий представитель философского иррационализма 19 века, отвергавший роль разума как в устроении мира, так и в природе человека. Для него характерен не системный, близкий к художественному, стиль большинства работ. Сам он утверждал, что «стремление к системе есть отсутствие порядочности».

Антихристианство Фридриха Ницше

В философии религии Ф. Ницше присутствуют ярко выраженные антихристианские мотивы. Демократия и социализм с их лозунгом равноправия хотят великого и свободного человека поставить на одну доску с жалкой посредственностью, рабом по духу. Это желание порождено отнюдь не добрыми чувствами, а завистью ничтожеств по отношению к тем, кто выше, кто лучше, кто храбрее и достойнее. Истоки сложившейся ситуации, которую немецкий философ считает падением человечества, лежат в христианской морали. Таким образом, Ницше обвиняет христианство в духовном кризисе современного ему общества.

Его отношение к христианской религии можно представить его характерным высказыванием: "Что вреднее всякого порока? — Деятельное сострадание ко всем неудачникам и слабым — христианство".

Христианство, продолжает Ницше, есть отрицание воли к жизни, потому что оно встает на сторону слабых, а слабый, считает философ, всегда завистлив. Зависть отравляет жизнь христианина, не дает ему покоя, заставляя его лицемерить. Например, христианин уверен, что его вера моральна, но что такое христианская мораль? Это, отвечает Ницше, «физиологически плохое самочувствие, отравленное червем совести».

В действительности христианская мораль заключает в себе чудовищный эгоизм слабости, чуждый подлинно свободным людям. Христианскую мечту о личном бессмертии он называет жалкой мечтой ничтожного человека, который не способен делать добро ни себе, ни окружающим, но почему-то хочет для себя вечного блаженства. В христианстве инстинкты униженных и подчиненных выступают на передний план, пишет Ницше. Униженным свойственно просить помощи и сострадания. Но из-за сострадания происходит утрата силы, поэтому его следует искоренить, чтобы дать вернуться на эту землю красоте, величию и доблести.

Аполлоновский и дионисийский типы культуры

Замечание 2

Ницше выделял два типа культуры:

  • Аполлоновский тип, для которого свойственны рационализм, порядок, практичность, строгая мораль, основанная на страхе, стремление к покою. Чрезмерное развитие этих начал ведёт к измельчанию личности и духовной деградации человеческой цивилизации.
  • Дионисийский тип, наполненный яркой жизненностью, страстями, героизмом и трагизмом

За то, что в современном ему буржуазном обществе 19 века преобладает аполлоновский тип культуры, Фридрих Ницше По данной теме мы уже выполнили презентацию Фридрих Вильгельм Ницше подробнее его нещадно критиковал. Ницше считал, что господствующая в нем аполлоновская культура должна уравновешиваться дионисийской культурой, котрорую значительно ослабило христианство с проповедью пассивности и покорности судьбе.

Утверждал, что благополучие и порядок ослабляют человека. Поднять его дух может лишь героическая жизнь, полная трудностей и риска. Прообраз благородных властителей, этих, по словам Ницше, белокурых бестий, он видит в Древней Греции, эпохе Ренессанса, в викингах, доблестных варварах, в Наполеоне и даже до известной степени в русских нигилистах.

Богоутрата и переоценка всех ценностей. Идея сверхчеловека

Желая освободить жизнь от подавляющего гнёта разума, он призывал к «переоценке всех ценностей», переходу «по ту сторону добра и зла». Это должна облегчить переживаемая человечеством «богоутрата», «смерть Бога», под которой он понимал характерную для его современников ослабление искренней религиозной веры. Бог, как утверждал философ, перестал играть роль нравственного абсолюта. Его место как морального идеала должен занять сверхчеловек, которому подвластно повести людей за собой и изменить мир к лучшему. Это сильная личность, не признающая морали и смирения, ответственности ни перед кем, кроме себя, относящаяся к жизни как к свободному эксперименту, а не как к обязанности.