Антропология Л. Фейербаха
Антропологические воззрения Л. Фейербаха носят во многом материалистический характер, хотя он не считает себя материалистом. В свое время как философ он вырос на трудах Гегеля, что впоследствии не помешало ему их критически переосмыслить.
Фейербах считает, что единственными реально существующими вещами являются природа и человек. Он призывает отказаться от представления основой мира некой духовной субстанции, абсолютной идеи. В центр мироздания он ставит человека.
Свой анализ антропологической проблематики Фейербах начинает с рассмотрения религии. Он считает, что человек посредством религиозного мировоззрения объективирует себя, превращая в личность, в персонифицированного Бога. Итогом этого становится раздвоение человека, что происходит посредством установления связи с Богом как принципиально трансцендентной сущностью. Мысль имеет следующие оппозиции: Бог – вечен, человек – смертен и т.д. Даже свою природу человек представляет укорененной в божественном. Это не устраивает мыслителя в религии.
С одной стороны, Фейербах критикует религию, с другой стороны, он признает за ней положительное влияние, т.к. она фокусирует внимание человека на его внутреннем мире. Но все же итогом размышлений Фейербаха становится отрицание религии. В противовес он объявляет, что «человек человеку – Бог».
Человек исследуется Фейербахом связанным с природой. Он стремится восстановить связь человека с природным началом. Это им осуществляется с помощью утверждения того, что телесность человека является неотъемлемой частью его сущности. Человек при этом не материальное существо, а в большей степени психическое, чувственное. Сущность своеобразия человеческой природы кроется в его природности, в связи с миром реального, считает Фейербах.
Исходя из этого, и жизнь общества мыслитель представляет по аналогии с теми отношениями, что присутствуют в природе. Природы человека – это родовая характеристика общности, а не персональное понятие.
Отчуждение у Ф. Гегеля
Категория отчуждения в философии Гегеля является одной из ключевых.
Под отчуждением Гегель понимает то, как мировой дух посредством своего диалектического развития отчуждается в вещах мирах и в общественном устройстве.
Процесс отчуждения является обратной стороной движения мирового духа к самому себе. В целом, Гегель положительно характеризует процесс отчуждения.
В связи с характеристикой отчуждения Гегель формулирует известную дихотомию «господина» и «раба». Отношение между «господином» и «рабом» строится на основе диалектического противоречия. Разгорается спор двух противоположных самосознаний, мировоззрений, итогом которого становится победа одного из них. Один становится «господином» другой «подчиненным». «Господин» начинает жить «за счет» «раба». Но в ходе процесса отчуждения роли постепенно начинают меняться, «раб» начинает господствовать в складывающейся ситуации. Происходит смена ролей «господина» и «раба».
Отчуждение у К. Маркса
В рамках философии К. Маркса понятие отчуждения приобретает в большей степени социальный характер. С одной стороны, отчуждение – это приобретение товаром статуса относительной самостоятельности после его промышленного производства, с другой стороны, отчуждение – это «овеществление» человека, рассмотрение его как вещи.
По Марксу мировая история представляет собой постоянное отчуждение человека самого себя. Иными словами, человек перестает ощущать себя творцом произведенных вещей, сам мир и общество начинают представляться как нечто иноприродное. Вещь начинает противостоять человеку.
Маркс считает, что описанное отчуждение происходит в процессе труда. На это влияет две причины: во-первых,то, что человек не осознает себя в процессе труда как занимающимся творчеством, во-вторых, предмет труда, его необходимость оценивают как родовой признак человечества в целом.
Понятие отчуждения использовалось Марксом для характеристики капиталистического общества и положения в нем человека, выступающего работником.