Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Развитие как философский принцип объяснения мира в диалектике

Определение 1

Развитие – это форма направленного движения, которое предполагает качественные и необратимые изменения объекта.

Понятие и модели развития

Понятие развития теснейшим образом связано с понятием движения. Впервые идея развития была высказана Аристотелем, который рассматривал движение как изменение материального объекта вообще и выделял три его вида – движение места (перемещение), движение количества (увеличение и убывание) и движение качества (развитие). В качестве главных точек отсчета развития Аристотель называл возникновение и разрушение объекта.

Однако по мере христианизации европейской цивилизации идея развития оказалась вытесненной из философии, так как противоречила представлениям о неизменности мира, сотворённого богом. В Новое время идея развития также долго не получала своего оформления, так как движение рассматривалось в первую очередь с точки зрения механики и ньютоновской физики и было связано с перемещением физических объектов под воздействием сил, а потому понятие развития не вкладывалось в онтологическую картину.

Идея развития получила свое воплощение в немецкой классической философии, в частности в трудах Гегеля, которым была создана логически стройная модель развития мирового духа.

В настоящее время можно выделить пять основных моделей развития:

  • рационалистическую,
  • диалектико-материалистическую,
  • натуралистическую,
  • творческую,
  • равновесно-интеграционную.

Рационалистическая модель, созданная Гегелем и диалектико-материалистическая, созданная Марксом, используют для обоснования логики диалектические принципы, однако распространяют их на разные объекты. Если Гегель изучает развитие Мирового Духа, рассматривая исторический процесс, как его последовательное самопознание, то Маркс применяет законы диалектики ко всей материи, к природе, и обуславливает действием диалектических закономерностей исторический процесс развития материи как таковой.

Идеи натуралистического эволюционизма развивались Спенсером и Дарвином. Спенсер распространял понятие эволюции на всю природу в целом, а ее механизмом считал перераспределение вещества. Дарвин указывал в качестве причины эволюции внутренние противоречия, и считал, что эволюционируют лишь живые системы.

«Развитие как философский принцип объяснения мира в диалектике » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Творческий эволюционизм или Эмерджентизм, развивался в философских трудах Моргана и Бергсона. Источник эволюции они усматривали в творческой силе, которая разлита в природе и обществе и порождает склонность природы и общества к новизне. В противовес постепенному и последовательному натуралистическому эволюционизму эмерджентизм предполагает развитие через цепочку случайных революционных преобразований. Каждое преобразование – это всплеск креативности, рождение принципиально нового, а потому никакой преемственности в развитии нет и быть не может, а сама эволюция носит случайный характер и не может быть спрогнозирована.

Равновесно-интеграционная модель исходит из предположения о том, что естественным состоянием объектов является состояние равновесия со средой. Каждый объект стремится к состоянию равновесия, и оно является для него естественным и наилучшим. Нарушение равновесия возможно лишь под действием внешних сил, а само развитие заключается в обретении нового равновесного состояния.

Виды и направления развития

Можно выделить два основных вида развития – эволюционный и революционный.

Эволюционное развитие предполагает постепенное накопление качественных изменений в объекте, растянутое на бесконечно большие интервалы времени таким образом, что сторонний наблюдатель практически не способен его заметить. В качестве примера можно привести эволюцию геологического облика Земли. Движение литосферных плит происходит очень медленно – всего несколько миллиметров в год, однако через тысячи лет разница в ландшафте и облике планеты будет ощутимой.

Революционное развитие напротив представляет собой резкий скачок коренных качественных преобразований в объекте за относительно короткий промежуток времени. Так, например, открытие элементарных частиц из которых состоит атом, перевернуло все научное мировоззрение.

В различных моделях развития может происходить как абсолютизация одного из этих видов, так и их совмещение. Например, в диалектической модели стадии эволюционного и революционного развития сменяют друг друга, в натуралистической упор делается на эволюцию, а в творческой на революционный путь развития.

Развитие может осуществляться в одном из трех направлений:

  • прогрессивном,
  • регрессивном,
  • горизонтальным.

Прогрессивное развитие предполагает формирование таких качественных различий, которые способствуют приближению объекта к его идеальному состоянию. Его критериями выступает дифференциация объекта с нарастанием интеграции между вновь образуемыми частями, повышение стабильности, гибкости и независимости системы. Регресс является противоположным процессом, при котором качественные изменения ведут к накоплению ошибок, снижению степени интегративных связей между частями, либо установлению однородности объекта, его дестабилизации и т.д. Горизонтальное же развитие выражается в адаптации объекта под новые условия без значительного изменения его основных свойств, например, изменение цветовой окраски шкуры животных.

Принципы развития в диалектике

Диалектика представляет собой одновременно и метод философии, и философскую дисциплину, посвященную изучению развития, а также способ ведения диалога или размышления. В отличии от метафизической философии, сосредоточенной на поисках первооснов мира, обладающих незыблемым и вневременным характером, диалектика рассматривает мир в качестве бесконечно развивающейся системы.

Замечание 1

Для объяснения этого развития используются три основных закона диалектики, раскрывающие источник, механизм и характер преемственности развития.

Закон диалектической противоречивости гласит, что в каждом объекте сосуществуют две противоречивых стороны, которые находятся в состоянии взаимозависимости и взаимного противоборства. Именно борьба противоположностей является источником развития, определяющим как их направленность, так и степень интенсивности. Так, например, социальные противоречия приводят общество к изменению своей внутренней структуры.

Закон количественно-качественных преобразований раскрывает механизм развития, который заключается в последовательной смене накопления количественных характеристик появлением принципиально нового качества. Так, например, одиночные атомы, рассеянные в пространстве представляют собой газ, при увеличении их количества будет получена жидкость, а при еще большем увеличении твердое вещество.

Закон отрицания отрицания раскрывает логику преемственности качественных преобразований, происходящих в процессе развития. Это логика развития по спирали – с одной стороны новообразования, полученные в результате качественного перехода никогда не являются полным преемником прежнего состояния объекта, а с другой стороны объект на каждой ступени воспроизводит прежние стадии своего развития, но уже на новом уровне.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 08.08.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot