Реформаторское движение на Востоке критиковалось со стороны того идейного течения, известного как возрожденчество или как фундаментализм.
Исламский фундаментализм
Исламский фундаментализм – это понятие, взятое из христианства, но используемое для того, чтобы дать общую характеристику современным мусульманским религиозно-политическим движениям, которые по своей по-разному интерпретируемой идеологии основаны на раннемусульманских религиозных, социальных и политических идеях, относящихся ко времени жизни пророка Мухаммада.
Данным понятием обозначается всякое религиозно-политическое движение, поддерживающее строгое следование Корану и исламские законы (шариат). В подобном смысле употребляются аонятие ислмас кого возрождения и мусульманского интегризма. Европейскими специалистами, чтобы обозначить нынешнею тенденцию политической активизации мусульманства используются такие термины «исламизм» и «исламисты».
Его общественная база отличается широтой и состоит из многочисленных средних слоев, мелкой буржуазии, ремесленников, торговцев, студенчества, молодежи в целом. Идейно фундаментализм близок к воинствующему национализму, в рамках которого жестко отрицается культурный нигилизм и считаются неприемлемыми любые попытки адаптации традиционной культуры к инородным образцам.
Возрожденчество
В возрожденчестве обосновывается идея о том, что спасение нации возможно, если вернуться в золотой век, век первозданности буддизма, индуизма, конфуцианства, ислама. Но данная чистота трактуется неоднозначно. Множественность мнений в возрожденческой среде столь же велика, как велик характерный для средних слоев веер идейных колебаний — от крайнего консерватизма (ориентируемого на возврат к средневековью) до экстремистского левизма.
Активизация возрожденчества (в мусульманских странах — «Братья-мусульмане», хомейнизм, в Индии — «Джана сангх» и тому подобные) не свидетельствует о провале реформаторских движений, так многоликий фундаментализм не заключается лишь в его контрреформаторском варианте. То, что возрожденчество усиливается (о чем говорят последние события в странах Востока), указывает не на конец реформационных процессов, а наоборот, о его активизации но не как элитарного идейного течения (как было до недавних времен), а как массового движения, стремящегося к радикальной трансформации традиционного общества.
Неудачи с экспериментированием с «догоняющим капитализмом» или «внедряемым социализмом» позволили сделать вывод о том, что даже кажущаяся абсолютно идеальной общественная модель окажется деформированной и нежизнеспособной, если ее пересадить на ту культурную почву, которая не является подготовленной, а значит, и благоприятной для этого.
Если рассматривать замыслы, цели и даже конечные результаты идейных процессов на Востоке, то они покажутся похожими на аналогичные процессы в Европе, характерные для рубежа нового времени, но по сути своей они являются скорее модернизаторскими, чем реформационными в том смысле, как это было в западном мире.
В целом, что касается политической практики, проявлением исламского фундаментализма служит проводимая определенными исламскими государствами политика исламизации. Стремление к возвращению к первоистокам, чтобы исправить недостатки, привнесенные современностью и несовершенством людей, является базовой моделью для мусульманского мира. Именно она позволяет сохранять и развивать духовную традицию и социально-религиозное самосознание. Данная концептуальная схема, которая описывает возвращение к первоистокам, по сути своей, является зафиксированной в самой мусульманской духовной традиции.