Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Теория революционного преобразования общества

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / Теория революционного преобразования общества
Теория революционного преобразования общества
Определение 1

Революция – это коренной переворот в жизни общества, сопровождаемый уничтожением существующего политического строя и обслуживающих его структур и установлением принципиально нового, непрогнозируемого из дореволюционной ситуации, общественного порядка.

Теория революции

Представления о необходимости коренного переустройства общества, в том числе и насильственными методами, получили свое первое обоснование еще в Новое время в философии Просвещения. Так Дж. Локк По данной теме мы уже выполнили реферат Джон Локк подробнее в своей теории общественного договора указывал, что общество в случае невыполнения властью ее обязанностей, т.е. нарушения договора, имеет полное право не подчиняться такой власти и даже сменять ее насильственным путем.

Известный французский просветитель Ж.-Ж. Руссо в своей политической философии указывал на необходимость отказа от права частной собственности и передачи всех прав на нее в пользу государства, а в своих поздних работах писал также о необходимости отчуждения части политических прав и свобод граждан в пользу общества, что могло достигаться в том числе и с применением силы.

Вместе с тем, окончательное оформление идея о революции, как необходимом элементе общественного развития получила в марксистской философии. Для ее обоснования К. Маркс По данной теме мы уже выполнили контрольную работу К. Маркс подробнее применил диалектические закономерности развития, сформулированные Гегелем По данной теме мы уже выполнили реферат Г. Гегель и его вклад в философию подробнее , к обществу не как духовной субстанции, а как к материальному объекту, совокупности общественно-экономических отношений, которая развивается в рамках исторического процесса.

Представления о развитии общества изложены в формационной теории К. Маркса. Согласно ей развитие общество имеет направленный и упорядоченный характер от низших форм к высшим, при этом в своей реальном историческом развитии каждое общество проходит ряд определенных стадий – формаций.

Определение 2

Формация – это определенная форма организации общественно-экономических отношений, обладающая специфическими особенностями для каждого этапа развития общества и определяемая доминирующим общественно-экономическим укладом.

Всего Маркс выделял 5 формаций:

  • первобытнообщинная,
  • рабовладельческая,
  • феодальная,
  • капиталистическая,
  • коммунистическая.

Специфика общественных отношений для каждой формации определялась состоянием производственных сил и отношений, а также их эволюцией в рамках данной формации. Согласно представлением Маркса производственные силы находятся в постоянном развитии, они совершенствуются делая производство более эффективным и производительным. Однако производственные отношения, в первую очередь отношения собственности, которые определяют политическую структуру общества, остаются неизменными в рамках одной формации, поскольку защищают интересы выгоду приобретающего класса – эксплуататоров, которым принадлежит право собственности на средства производства. Противоречия между эксплуатирующим и эксплуатируемым классами постепенно обостряются, пока не становятся неразрешимыми без полного изменения всей системы. В этот момент осуществляется коренное преобразование общества за счет революции, количественные преобразования эволюционного развития, переходят в качественные инновации революции.

Следует отметить, что насильственный характер революции продиктован не столько стремлением эксплуатируемого класса к демонтажу старой системы, сколько нежеланием эксплуатирующего класса эту систему менять. Так в период буржуазных революций в Англии, Голландии, Франции и т.д. феодальная знать не хотела уступать свои наследственные права и привилегии и признавать права буржуазии на равное участие в политической, экономической и социальной жизни общества. Аналогичным образом буржуазия не желает идти на уступки в отношении пролетариата.

Альтернативные теории преобразования общества

Революционная теория не единственная претендует на возможность объяснения механизма общественного прогресса. Альтернативой является эволюционная теория, которая разрабатывалась целым рядом крупных философов и социологов:

  • Г. Спенсер,
  • Э. Дюргейм,
  • Э. Теннис и др.

Общая концепция эволюционной теории состоит в параллельном осуществлении процессов дифференциации и интеграции в развитии общества. Так по мере своей эволюции общество постоянно дифференцируются возникают новые социальные институты и структуры необходимые для его функционирования (культура, религия, философия, наука, рынок, СМИ и т.д.). Каждый из этих элементов в свою очередь по мере накопления опыта начинает дальнейшую дифференциацию. Однако поскольку общество представляет собой единое и целостное образование, то параллельно с дифференциацией происходит и интеграция, выстраивание новых связей между различными структурами и отраслями, которое опять-таки дает возможность для возникновение новых структур. Таким образом общество идет по пути постоянного усложнения собственной структуры, при этом внутренние противоречия, которые не разрешаются в рамках интеграционных процессов, могут разрушить общество изнутри.

Исторические примеры революционных преобразований в обществе

Несмотря на противоречивость эволюционный и революционный подходы к преобразованию общества не исключают друг друга. В революционном подходе эволюция общества является необходимым процессом, который позволяет достичь необходимого уровня развития производительных сил, а также общественного состояния для складывания революционной ситуации.

Вместе с тем, рассматривая историческую реальность невозможно найти ни одного общества развитие, которого происходило бы без революционных событий. При этом революционные процессы могут протекать не только в политической сфере общества, но также в экономической, духовной и социальной сферах, сопровождаясь коренными изменениями в жизни людей.

Так промышленная революция повлекла за собой не только повышение производительности труда, но сформировала совершенно новые общественные классы – пролетариат и буржуазию с укладом жизни, полностью отличным от традиционного патриархального уклада земледельческого общества, при этом данное преобразования зачастую осуществлялось насильственными методами, как например в Англии где «овцы съели людей» и в результате процессов огораживания тысячи крестьян оказались не только выброшены из привычной среды обитания, но и попросту погибли.