Основные черты средневековой философии
Средневековые философы были в начале пути, ведущего к пониманию взаимосвязи двух экзистенциальных сфер. Средневековье предложило свою модель их взаимоотношений, точнее, ряд моделей, которые были основаны на общих предпосылках, но ведущих к разным выводам.
Основная предпосылка относилась к пониманию цели и смысла человеческого существования. Земная жизнь не должна занимать в жизни человека центральное место. Быть человеком — значит жить не только в «горизонтальной» плоскости (между вещами и людьми), но и прежде всего в «вертикальной» плоскости, постоянно стремясь к Богу, помня о Нем и в радости, и в печали, постоянно ощущая Его присутствие.
Для верующего Бог есть жизнь; он источник жизни, тот, кто дает жизнь; отступление от Бога, согласно христианским воззрениям, убивает душу, теряется связь с Бытием, живой смысл бытия. Поэтому целью человека является общение с Богом и познание Бога. Все остальные этапы человеческого существования, как и мирские познания, должны быть подчинены делам богопознания, спасения души. Это оригинальный тезис христианской философии, разделяемый всеми (независимо от их отношения к тому или иному измерению) западноевропейского Средневековья.
И все же у философов возникли разногласия при обсуждении вопроса о том, помогает ли разумное знание продвижению христианина на пути богопознания или, напротив, только отвлекает его от поисков истины спасительной. В западном средневековье можно найти два противоположных ответа на этот вопрос, изложенные в двух философских течениях:
- схоластике,
- патристике.
Схоластика Фомы Аквинского
Схоластика – это систематическая европейская средневековая философия, сосредоточенная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля. Для схоластики характерно сочетание богословских и догматических предпосылок с рационалистической методологией и интересом к формально-логическим проблемам. Обычно под схоластикой понимают оторванное от жизни знание, основанное на непроверенных опытом абстрактных рассуждениях.
Фома Аквинский различал области философии и богословия: предметом философии были «истины разума», а предметом богословия – «истины откровения». Философия служит теологии и уступает ей по своему значению так же, как ограниченный человеческий ум уступает божественной мудрости. Богословие есть учение и священная наука, основанная на знании, которым обладает Бог, и на тех, кто достоин блаженства. Приобщение к божественному знанию происходит через откровения.
Теология может заимствовать что-то из философских дисциплин не потому, что чувствует в этом потребность, а только для большей ясности тех положений, которым она учит.
Аристотель выделял четыре последовательных уровня истины:
- опыт,
- искусство,
- знание,
- мудрость.
Фома Аквинский делает мудрость независимой от других уровней, высшим знанием Бога. Она основана на божественных откровениях.
Фома Аквинский различал три иерархически подчиненных вида мудрости, наделенным своим «светом истины»:
- мудрость Благодати,
- богословская мудрость – мудрость веры, использующая разум,
- метафизическая мудрость – мудрость духа, понимающая сущность человека: например, что Бог есть, что Бог един. Другие понять нельзя: например, божественная троица, воскресение во плоти и т.д.
Фома Аквинский отмечал необходимость различать сверхъестественное богословие, основанное на истинах Откровения, которые человек не способен понять своими силами, и рациональное богословие, основанное на «естественном свете разума» (интеллекта).
Фома Аквинский выдвинул принцип, согласно которому, истины науки и истины веры не противоречат друг другу; между ними есть гармония. Мудрость есть желание понять Бога, а наука есть средство к этому.
Фома Аквинский выдвинул 5 онтологических доказательств существования Бога:
- движение: все движется, а перводвигатель всего – Бог;
- причина: у всего есть причина, а первопричина всего – Бог;
- случайность и необходимость: случайность зависит от необходимого — следовательно, есть первая необходимость – Бог;
- степени качества: все сущее имеет разные степени качества, значит есть высшее совершенство – Бог;
- цель: все имеет цель и направлено к цели, значит, есть некое разумное начало, все направляющее к цели, всему придающее смысл – Бог.
Патристика Августина Аврелия
Патристика – это термин, обозначающий совокупность богословских, философских и социальных учений, разработанных великими христианскими мыслителями (отцами церкви) в период со II по VIII в.
Аврелий Августин (Блаженный) (354 – 430 гг.) – христианский богослов, епископ города Гиппона (Римская империя), заложил основы католицизма как основного направления христианства того времени. Он был одним из основоположников первобытной схоластики. Главный труд Августина Блаженного — «О граде Божием» — на протяжении веков превратился в широко распространенный религиозно-философский трактат, на который опирались средневековые богословы для изучения и преподавания схоластики.
Также значимыми произведениями Августина являются: «О прекрасном и добром», «Против академиков», «По команде».
Главные положения философии Августина Блаженного:
- ход истории, ход общественной жизни – это борьба двух противоположных царств – земного (греховного) и божественного;
- Земное царство воплощено в государственных учреждениях, законах, власти, бюрократии, армии, императоре;
- Царство Божие представлено духовенством – особыми людьми, одаренными благодатью и близкими к Богу, объединенными в Христианскую Церковь;
- Царство земное погрязло в грехе и язычестве и будет побеждено Царством Божиим;
- поскольку большинство людей грешны и отчуждены от Бога, светская власть необходима и будет продолжать существовать, но будет подчинена власти духовной;
- императоры и короли обязаны выражать волю христианской церкви и подчиняться ей, в частности, папе римскому;
- Церковь – единственная сила, которая может объединить мир;
- бедность, подчинение другим и зависимость от других не угодны Богу, но эти явления надо терпеть, надеясь на лучшее;
- высшее счастье – самоуглубление, познание, постижение истины;
- праведники после смерти получают в награду от Бога загробную жизнь.