Просвещение
Философия Просвещения является идейным фундаментом новейшей культурной ситуации Европы и Америки $XVIII$ века, которая характеризуется преодолением феодального сословного отношения и утверждением ценности демократии и либерализма. Духовная жизнь и культура эпохи представляет собой антиклерикализм. Антиклерикализм – это то направление и течение, которое стоит за борьбу с Церковью и религиозно-духовными предрассудками, где разум и свободомыслие берёт над всем верх. Различают английское Просвещение, представителями которого являются Дж. Локк, Д. Юм, А. Смит, французское Просвещение, деятели данной эпохи Д. Дидро, П. Гольбах, К. А. Гельвеций, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Вольтер и другие. Также нужно упомянуть представителей немецкого Просвещения: И. Г. Гердер, И. В. Гете, Г. Э. Лессинг, В. Гумбольдт, также американские просветители - Т. Пейн, Т. Джефферсон и русское Просвещение: А. Н. Радищев, П..С. Новиков, Я. П. Козельский и т. д.
Задачи философии Просвещения
Основной задачей просветители считали то, что должно быть соединение социального и научного прогресса, также создание рациональных программ преобразования общественных норм и общества в целом, что затрагивает все сферы человеческой жизни. Идейный центр Просвещения считается изданная Д'Аламбером и Дидро $17$-томная книга «Энциклопедия наук, искусств и ремесел» ($1751-1780$). Статус данной энциклопедии определяется тем, что трансформации обстоятельств должны происходить через призму их досконального знания, а совершенствование и самосовершенствование человека возможно только через его просвещение и воспитание.
Социально-философская концепция
Основные социально-философские концепции Просвещения выступают в теориях естественного права, общественных договоров и гражданского состояния общества.
Теории естественного права
Теория естественного права декларирует о том, что люди от природы равны во всём и должны иметь равноправие на жизнь, счастье, свободу, собственность, счастье. Основание к такому утверждению представляет собой рационально-механистическую интерпретацию природы, которая в данной концепции рассматривается как царство порядка, закона и естественной справедливости, когда человек является элементом природы, он изначально снабжён интенцией самосохранения, разума, способности к целесообразному действию или труду, а также праву на результат труда.
Теория общественного договора
Теория общественного договора развивает идеи Т. Гоббса, а также Дж. Локка, где государство является результатом добровольных соглашений между людьми, который заключён для защиты их естественных, данных от рождения прав. В свою очередь французское Просвещение рассматривает договор уже не как единовременный акт образования государства, а как принципы функционирования общества в целом, в основе которого могут выступать договорное соотношение индивидов, где всё заключается благодаря закону и праву. По мнению Ж. Ж. Руссо, в суверенной законодательной власти должен выступать весь народ, общие волеизъявления которого должны быть в политике государства.
Гражданское состояние
Под понятием гражданского состояния по учениям Гоббса и Локка понимается преодоление естественных форм жизни и связывается с образованием и преобразованием государства. Во французском Просвещении государство выступало институтом, которое подчинено интересу общества и всех производных от него. Государство благодаря законам может лишь гарантировать соблюдения частного договорного соглашения, которое складывается независимо от него и которое направленно на удовлетворение отдельного человеческого интереса. Конец $XVIII$ века, идеи гражданского состояния переходит в понятие «гражданского общества», где оно является сферой возникновения частных интересов, что предаётся рассмотрению философами-просветителями в качестве высокого в сравнении с неким государством, где оно представляет собой государство состояния социального направления.