Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Политическая философия Просвещения

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Политология / Политическая философия / Политическая философия Просвещения

Общая характеристика политической философии Просвещения

Эпоха Просвещения и те философско-политические концепции, которые были заложены в ту пору выступили теоретическим и идейным основанием для переустройства политической и культурной ситуации в Европе и Америке XVIII в. Прежде всего осуществленные в соответствующее время преобразования были связаны с окончательным преодолением феодальных сословных отношений и утверждением либерально-демократических ценностей.

Философско-правовые концепции в эпоху Просвещения, как правило, формировались в рамках государственных научных традиций, в связи с чем выделяются, в частности:

  • английское Просвещение, представителями которого выступают Дж. Локк, А. Смит и др.;
  • французское Просвещение, представители – Ж-Ж. Руссо, Д. Дидро, Ш. Монтескьё, Вольтер и др;
  • немецкое Просвещение, выраженное в трудах В. Гумбольдта, Г. Лессинга, И. Гёте и др;
  • американское Просвещение, представители – Т. Пейн, Т. Джефферсон;
  • русское Просвещение, в числе представителей которого принято называть А.Н. Радищева, П.С. Новикова, Я.П. Козельского и др.

Несмотря на разнообразие направлений философской мысли и достаточно широкое число представителей, политико-философские идеи эпохи Просвещения в наиболее общем виде воплотились в двух основных концепциях – теории естественного права и теории общественного договора, ключевые положения которых будут рассмотрены ниже.

Теория естественного права как элемент политической философии эпохи Просвещения

Определение 1

Теория естественного права – политико-философская концепция, утверждающая положение о том, что права принадлежат человеку от природы, в силу самого факта рождения, в связи с чем естественные права (на жизнь, свободу, равенство) носят неотъемлемый характер и не могут быть отменены или изменены по воле государства.

Основоположником теории естественного права признается Г. Гроций, которым были сформулированы и изложены основные идеи концепции, впоследствии дополненные его последователями и другими представителями соответствующей школы. Необходимо также отметить то, что именно Г. Гроцию принадлежит авторство частично изложенной в определении точки зрения о том, что наряду с изменчивым позитивным правом, формируемым по воле людей (государства) или по воле Бога, существует неизменное естественное право, которые никем не может быть изменено. При этом каждый человек уже в силу факта рождения становится носителем всей совокупности естественных прав.

Готовые работы на аналогичную тему

Замечание 1

Представители рассматриваемой концепции утверждали необходимость установления в государстве таких законов, которые находятся в соответствии с нравственными установками людей и не могут существовать без них.

Значение теории естественного права состоит в том, что она сыграла важнейшую роль в вопросе отделения политики и правопонимания от религиозных догм. Это стало возможным, в том числе благодаря тому, что естественное право выступало как некий идеал, свободный от чьего-либо (в том числе божественного) волеизъявления, и обусловленное исключительно человеческой природой.

При этом необходимо обратить внимание на то, что с указанным значением теории естественного права в первую очередь была связана критика рассматриваемой концепции ее современниками, поскольку на тот момент, положения данной теории противоречили господствующим теологическим идеям, поскольку не учитывали доказательств бытия Фомы Аквинского. Кроме того, теория естественного права не была воспринята в традиции государств Ближнего Востока, поскольку она противоречила одному из столпов ислама, связанному с «верой в предопределение».

Теория общественного договора

Определение 2

Теория общественного договора – философско-политическая концепция утверждающая существование «общественного договора», подразумевающего частичный отказ граждан от собственных суверенных прав в пользу государства, как необходимое условие обеспечения общественных интересов через государственное посредство.

В этой связи, сам общественный договор понимался последователями рассматриваемой концепции в качестве соглашения, достигаемого гражданами по вопросам правил и принципов государственного управления с соответствующим им юридическим оформлением.

Несмотря на то, что отдельные идеи теории общественного договора обнаруживаются еще в античную эпоху, в частности в написанном Платоном диалоге «Критон», в эпоху Возрождения рассматриваемая концепция приобрела новое значение и дальнейшее развитие.

В частности, первым философом ясно и подробно оформившим теорию общественного договора по праву признается Томас Гоббс, в рамках политико-философских идей которого, общественный договор выступает своего рода «событием», разделившим человеческую историю на до и после. Гоббс писал, что жизнь в условиях «естественного состояния» была «одинокой, бедной, неприятной, жестокой и короткой». Иными словами, состояние общества до «принятия» общественного договора характеризовалось преобладанием личного интереса, отсутствием прав и соглашений в масштабах всего общества – что в конечном итоге препятствовало нормальному развитию человечества.

Гоббс также указывал на то, что жизнь человека в таких условиях была «анархичной» – то есть отсутствовали должное управление и суверенность. Люди в «естественном состоянии» были аполитичны и асоциальны. Такое естественное состояние имеет следствием появление общественного договора.

Замечание 2

Общественный договор был «событием», когда люди объединялись и отказывались от своих естественных прав так, чтобы другие смогли отказаться также и от своих. Это привело к созданию общества, и в дальнейшем, государства или суверенного образования, которое должно было защищать возникшие новые права, регулирующие социальное взаимодействие. Таким образом, общество больше не находилось в состоянии анархии.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Надежда Алексеевна Рыбкина

Эксперт по предмету «Политология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис