Политическая философия – это особая междисциплинарная область науки, расположенная на стыке философии и политологии. Она представляет собой область духовной деятельности, посредством которой формируется ценностная и мировоззренческая точка зрения на сферу политического. По большому счету, политическая философия формулирует идею власти, государства, закона и др.
Она включает в себя политическую онтологию, методологи и аксиологию.
Источник, материал для анализа политической философии – это непосредственно политическая практика. От единичных политических деяний происходит переход к выявлению природы политического.
Политическая философия разделяет сферу политического на непосредственную практику и на идеальный уровень бытования политики.
Ключевой функцией политической философии является разработка понятийного аппарата политических наук. Она работает со сферой смыслов.
Понятие политическая онтология отражает политику как специфическую реальность, сферу человеческой деятельности, обладающую своим выделенным бытием.
Политика является связующим для общества элементом. Общество и отношения возникающие в нем по умолчанию предполагают наличие политического.
Политическое всегда предполагает определенного рода ценностное отношение. Политическое решение или действие рассматривается как справедливое/несправедливое, значимое/незначительное, насущное/ бессмысленное и т.д. Здесь можно отметить теорию политического предложенную И. Кантом, в которой политика тесно связана с морально-нравственными императивами. Политическая сфера вырабатывает линию поведения общества именно поэтому ценностные установки здесь должны присутствовать.
Понятие политической идеологии отражает мировоззренческий уровень политического.
Политическая идеология имеет следующие характеристики:
В целом, идеология призвана дать определенный смысл происходящему в государстве и в политических решениях.
Политическое как предмет философского анализа в несамостоятельном виде присутствовало уже в античной философии (Аристотель, Платон).
Политическое как самостоятельное явление общественной жизни и предмет для анализа появляется с эпохи Нового времени.
В указанном процессе не последнюю роль сыграл Н. Макиавелли. Мыслитель стал первым, кто заговорил о самостоятельном статусе политики в рамках жизни общества. Макиавелли стоит на позиции, что государство и власть независимы от морали. Для государственной жизни есть свой свод правил, отличный от морального.
Свои теории политического предложили философы Т. Гоббс и Дж. Локк. Общеизвестен тезис Гоббса о том, что вне государства преобладает состояние войны всех против всех. Мыслитель разделяет верховную власть, его воплощение библейский Левиафан, и сообщество подданных, обладающих своими правами. Общество и государство по Гоббсу строится на основании естественных законов, сообразующихся с установлениями разума.
Дж. Локк, как Т. Гоббс, считает, что основа появления государства – это договор. По Локку договор заключается между гражданами и правительством на равных правах. Государство – производная составляющая, источник власти – народ. Кроме того, Локк высоко ценить индивидуальность человека обладающего системой неотчуждаемых прав от рождения. Также у Локка можно заметить начатки теории разделения властей.
В $XVIII$ в. и первой половине $XIX$ в. происходит институализация политической философии. Указанный процесс связан с рождением политических теорий в эпоху Просвещения. Именно тогда закладываются теоретические основы гражданского общества и либерализма.