Давая общую оценку воззрениям английского философа, расцвет творчества которого пришелся на середину XVII века – Томаса Гоббса, современными исследователями указывается на то, что благодаря Гоббсу был осуществлен качественно новый этап в направлении разработки идей государственности.
Основные труды Т. Гоббса – «Левиафан», «О гражданине» фактически могут расцениваться в качестве первых подлинно политико-философских произведений, в том смысле, который вкладывается в определение соответствующей категории современными исследователями.
Необходимо обратить внимание на то, что сам Гоббс не использовал в своих работах или при характеристике собственного творчества термина «политическая философия», однако, по мнению ряда исследователей его творчества, Гоббс одним из первых ввел в научный оборот понятие «философия государства».
При этом анализ его произведений, рассматриваемой проблематики и исследуемых Гоббсом вопросов позволяет сделать вывод о том, что в его творчестве затрагиваются гораздо более широкие положения, относящиеся к миру политического в целом, не ограничивающиеся пределами исключительно государства и государственных явлений.
Сравнение работ Т. Гоббса с трудами античных классиков философской мысли в сфере государства и политики демонстрирует наличие разительных отличий в стилистике изложения материала и смысле предлагаемых концепций. Так, приводя общую характеристику творчеству Т. Гоббса отмечается то, что в основе его концепции лежит взаимодействие и динамика противоположных начал коллективно-государственного и индивидуально-личностного.
Общественный договор – соглашение, достигаемое гражданами по всем вопросам, связанным с определением и установлением принципов и правил государственного управления, с необходимым с точки зрения норм действующего права оформлением.
Таким образом, понятие общественного договора предполагает то, что люди, заключая соответствующее соглашение (контракт) откажутся от части собственных суверенных прав в пользу государства, которое, в свою очередь, воспримет обязанность по обеспечению их интересов.
Заслуга Томаса Гоббса в сфере разработки теории общественного договора состоит в том, что он был первым философом, подробно и определенно сформулировавшим соответствующей теорию. Он указывал на то, что жизнь в догосударственном («естественном») состоянии была для людей одинокой, бедной и неприятной, поскольку в таком состоянии личный интерес вкупе с отсутствие субъективных прав и соглашений препятствовали нормальному развитию общества.
Отчасти с этими же негативными проявлениями Гоббсом связывались аполитичность и асоциальность людей в соответствующий период. Однако закономерным следствием развития «естественного состояния» людей стало появление общественного договора.
По своему существу «общественный договор» может быть охарактеризован в качестве определенного события, в рамках которого люди объединялись, отказываясь при этом от части собственных естественных прав, осознавая необходимость этого для формирования целостного общества, а в дальнейшем – государства, призванного защищать человеческие права и свободы, а также регулировать основы социального взаимодействия.
Таким образом, «заключение общественного договора» позволяло вывести общество людей из естественного, анархичного состояния и создавало предпосылки и условия для эффективного эволюционного развития человеческого социума.
Как было отмечено выше, работа Т. Гоббса «Левиафан» по праву признается одним из первых основательных трудов в области политической философии, оказавшей заметное влияние на развитие политики и государственности, а также рассматриваемой сферы философского знания.
В «Левиафане» Гоббс рассуждает о том, что следует выделять три основных этапа становления политического организма:
Наряду с рассмотрением вопросов и порядка возникновения государственности, большое значение в «Левиафане» уделено Гоббсом рассмотрению и философскому осмыслению проблем мятежей и восстаний в государстве. Так, Гоббс указывал на то, что право на восстание по праву принадлежит народу, в том случае когда правительство безвластвует, то есть оказывается неспособным обеспечить защиту собственных граждан (подданных)
Также Гоббс формулировал три начала, проявления которых обнаруживаются в тех государствах, граждане которых способны устраивать мятежи:
Подводя итог рассмотрению политической философии Т. Гоббса, необходимо обратить внимание на то, что его труды в рассматриваемой сфере оказали значительное влияние не только на философскую мысль его времени, но и дали основу двум теориям, получившим широкое распространение относительно недавно – во II половине XX века. Это теории рационального выбора и теории относительной депривации.