Мишель Фуко ($1926-1984$) – французский философ, творчество которого исследователи относят к двум течениям философской мысли $XX$ века: структурализму и постструктурализму. Его работы касаются проблематики культуры и отдельных вопросов социальных институтов и явлений: безумия, власти, насилия, сексуальности. В своей философии М. Фуко опирается на Ф. Ницше и М. Хайдеггера.
Период структурализма
В данный период в работе «Слова и вещи» М. Фуко создает «археологию знания».
«Археология знания» - специфическая теория анализа европейской культуры и науки, смысловым центром которой является проблематика языка.
Все предшествующие теории, описывающие развитие истории и культуры, Фуко называет доксологией. Последняя своей основой утверждение линейного хода истории и культуры, двужей силой которого является прогресс разума.
М. Фуко в рамках европейской культуры выделяет ряд эпох, которые не имеют между собой единства, не представляют непрерывное развитие. Мыслитель выдвигает понятие «историчности», говорящее о наличии отдельной истории у каждой эпохи. История, по своей сути, обладает принципиальной прерывностью.
В основе «археологии знания» ключевым является понятие эпистема.
Эпистема – это структура, исторически изменяющаяся и определяющая содержание наук и, в частности, теорий в тот или иной период развития науки и культуры; эпистема – образ мышления.
М. Фуко в своем проекте «археологии знания» на основании отношения между знанием и вещами выделяет следующие эпистемы:
-
Ренессансная эпистема$ (XVI в.)$ отличается тем, что язык здесь не обособился в самостоятельную инстанцию знаков, а он рассеян среди вещей мира.
-
Классическая эпистема $(XVII-XVIII вв.)$ характеризуется обретением языком автономности. Язык становится равен мышлению и знанию. Отныне он являет собой некий ключ к пониманию наук и культуры.
-
Современная эпистема $(XIX-XX вв.)$ – это эпистема систем, что связано с появлением ранее не бывших наук: биологии, лингвистики, политэкономии. Язык становится строгой системой формальных элементов, что приводит к замыканию его на самом себе. Язык – предмет для изучения, вместилище традиций.
Период поструктурализма
В постструктуралистский период своего творчества М. Фуко переходит к теории «знания-власти». К этому его приводит критика рациональности науки. Указанную тенденцию можно видеть в работе Фуко «Порядок дискурса» ($1971$). Здесь знание понимается как насилие над вещами.
В книге «Надзирать и наказывать» ($1975$) тема «знания-власть» является центральной. Свою теория «знания власти» Фуко противопоставляет либеральной и марксисткой.
Власть, по Фуко, не есть явление институционно локализованное, но она пронизывает все общество в целом, она осуществляет репрессивные функции, доходя до того, что становится производителем реальности. Схема проста: для того, чтобы что-то подавить, властная структура сначала это порождает. Полиция порождает преступность, что бы с ней потом бороться.
Ключевая функция власти надзирать и наказывать, поэтому образ ее выражения – это тюрьма. Власть анонимна, рассеяна на множество очагов, представляет собой некую абстрактную, неуловимую машину, не нуждающуюся для своего существования в человеке и гуманизме. Поэтому науку о власти Фуко называет «микрофизикой власти».
Наибольшую связь власть имеет со знанием. М. Фуко эту взаимосвязь доводит до предела. Знание как таковое основано на коммуникации, оно добывается, может быть присвоено или сокрыто – все это формы власти. Власть и знание друг друга обуславливают: власть устанавливает знание, при этом знание выступает ее гарантом. Сама процедура «добычи» знания с помощью научного наблюдения схожа с надзором политическим.
М. Фуко западную цивилизацию называет инквизиторской. Ее образная модель – это паноптикум И. Бентама. Принцип паноптикума лежит в основе организации всех социальных институтов и структур.