Проблема и роль разума
Разум, мышление одна из центральных категорий всей философии Нового времени, вокруг которой сосредоточены основные ее идеи.
Философию 16-18-го веков в целом можно охарактеризовать как торжество и оду разуму, освобожденному от оков религиозного сознания, получившему самостоятельность и силу.
Если в предыдущие эпохи вопросы познания оставались преимущественно на тором месте в трудах философов, а в схоластике познание и вовсе было предметом возмутительным, то в Новое время оно вышло на первой план, что было продиктовано самой логикой жизни, происходящими в то время общественными и историческими процессами.
Открытие новых земель, активное использование научных достижений и изобретений на практике, социальное преобразование общества, отказ от сословности в пользу равноправия, эти и многие другие процессы, сотрясавшие общество Нового времени требовали от философов качественно нового ответа на извечные вопросы, а также новых знаний, которые позволили бы указать дальнейший путь развития.
В работах философов Нового времени человеческий разум рассматривается как главное оружие и средство человека в покорении окружающего его мира, устройства собственного места под солнцем и новых социальных порядков, источник процветания, ключ к разрешению всех проблем и загадок. Личностные качества, натренированность и отточенность разума, способность решать сложные жизненные задачи становятся мерилом достоинства человека, а не его родословная или окружающая роскошь.
Общество перестраивается на новых, рациональных началах, вопросы духовности отходят на второй план, первостепенной же потребностью становится удовлетворение материальных потребностей, от производства, до управления, от станков, до гражданских кодексов. Безграмотность, личная несвобода, слепое следование традициям становится синонимом отсталости и самым страшным пороком.
Вместе с тем, взгляды философов на проблемы разума на протяжении Нового времени различались между собой.
Разум в концепциях эмпиризма и рационализма
Разум как единственный источник познания рассматривался в рационалистических концепциях семнадцатого века. В трудах таких рационалистов, как Р. Декарт, Б. Спиноза, К. Лейбниц, разум рассматривался как некоторое проявление нематериальной, духовной, и как следствие обожествленной природы. Именно непосредственная связь с божественным и делала разум и его главное свойства – мышление, идеальным инструментом для получения истинного знания.
Для рационалистических концепций весьма характерно представление о наличии врожденных идей. Декарт также характеризует их как самоочевидные идеи, которые невозможно подвергнуть сомнению. К ним относят идея бога, числа, законы логики, общие истины, законы природы, и даже в некоторых случаях законы морали и нравственности. Поскольку врожденное знание уже находится в разуме человека, никакое восприятие или опыт не могут заменить его, привести тем же результатам, большее на что они способны, это с подвигнуть разум на открытие уже врожденных идей.
Наиболее чистым способом познания, позволяющим получить истинное знание в рационализме признается интеллектуальная интуиция, когда в следствии инсайта знание в готовом виде осознается мыслителем без видимой связи с происходящими на тот момент в реальности событиями. Философами данное явление воспринималось как акт откровения, однако в настоящее время известно, что инсайт основывается на длительной и бессознательной переработке данных о проблемной ситуации, которую не удалось разрешить привычным путем.
Несколько по-иному рассматривали роль разума в познании представители эмпиризма. Признавая роль человеческого разума как ведущей силы и инструмента в процессе познания, они указывали на многочисленные его ограничения. В частности, эмпиристы доказывали, что не разум сам по себе является источником знания, а опыт полученный через взаимодействие с окружающим миром, врожденные же идеи не более чем иллюзия.
А поскольку разум черпает материалы для построения своих умозаключений из опыта, то он становится зависим от него, от той среды что окружает человека, и от самой природы рода человеческого. Дж. Локк писал, что человек рождается с разумом подобным чистой доске, на которой природа пишет свою историю с помощью опыта. О влиянии разнообразных искажений на деятельность разума, много говорил Ф. Бекон, назвав их источник «призраками» или «идолами». Всего он выделял 4 вида идолов:
- идолы рода, т.е. искажения, связанные с самой природой человека;
- идолы пещеры, т.е. заблуждения, основанные на индивидуальных особенностях, характере, культурной среде в которой росла личность;
- идолы толпы, т.е. искажения, вызванные давлением общества, его привычкой использовать слова, которые в действительности являются не более чем фантомами;
- идолы театра, т.е. заблуждения, возникающие под воздействием авторитетов, философских и научных теорий, которые сами по себе эфемерны.
Разум в философии эпохи Просвещения
Если на первом этапе развития философии Нового времени, разум рассматривался в первую очередь как инструмент познания, способ подчинения природы и конвертации научных знаний в технический прогресс, то затем происходит закономерный разворот внимания философов в сторону социально-политических проблем и попыток силой разума разрешить все актуальные проблемы общества, предложить такое его устройство и программу развития, которое позволило бы достигнуть рая на земле.
В число мыслителей, уделявших основное внимание социальной философии можно отнести:
- Т. Гоббса,
- Ж.-Ж. Руссо,
- Ш. Монтескье,
- Д. Дидро и многие другие.
Рассматривая природу человека и его разума, Т. Гоббс не только восхищался, но и указывал на угрозы, связанные с предоставлением разуму абсолютной свободы. По мнению философа, люди в состоянии абсолютной свободе находились в постоянной войне всех против всех, и лишь ограничение этой свободы, позволило создать общество. Человек и его разум нуждаются в контроле, а потому было создано государство, на основании общественного договора.