Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Специфика постклассического типа философии.

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Философия / Специфика постклассического типа философии.
Определение 1

Постклассическая философия – это переходный этап от классической философии разума Нового времени, к модернистской и постмодернистской философии современности.

Источники и направления постклассической философии

Классическая философия сформировалась в семнадцатом-восемнадцатом веке в тесной связи с развивающейся наукой. Классическая философия была ориентирована на проблемы познания и возможности человека к описанию, объяснению и управлению миром. Главным инструментом человека выступал разум представлявший собой идеальную сущность способную не только объективно отразить окружающую реальность, но и проникнуть в нее за пределами чувственного опыта, установить законы в равной степени подходящие и для объяснения природных процессов и социальных, решить жизнь как уравнение и найти дорогу к всеобщему счастью.

Вместе с тем именно развитие науки и предопределило кризис классической философии. Открытие фактов выходящих за рамки границ материалистического механицизма, установленного Ньютоном первоначально воспринималось как аномалия, и для таких фактов находились «обходные пути» - создание эфира, теплорода, силовых линий, для обоснования распространения света, теплового излучения или магнетизма. Однако со временем таковых фактов становилось все больше и под сомнение начала становится уже сама способность разума понимать и объяснять окружающий мир.

Другим кризисным фактором стало становление науки как самостоятельного социального института, полностью независимого от философии и замкнутого на производстве. Философия теряла свой статус царицы наук, универсальной и все объясняющей методологии, подвергаясь критике за свою метафизичность и оторванность от реалий обыденного мира.

Наконец философия оказалась не в состоянии предсказать социальный и духовный кризис, поразивший общество вслед за продвижением научно-технической революции. Изменения в социальной сфере достигли такой степени динамичности, что стройные рассудочные построения классической философии представлялись не более чем воздушными замками, не имеющими отношения к реальности.

Готовые работы на аналогичную тему

Несоответствие классической философии реалиям общества вызвало к жизни попытки ее переосмысления и критической оценки которые начались с середины девятнадцатого века и продолжаются по настоящее время. Именно эти новые философские системы и получили название пост классической философии. В ее рамках можно достаточно условно выделить две широких традиции:

  • рационализма,
  • иррационализма.

Традиция рационализма в постклассической философии

Следует понимать, что рационализм классической и постклассической философии имеет значительные отличия. Если классическая философия – это философия разума, который является для нее Абсолютом, то в постклассической традиции, под рационализмом понимается лишь способность человека познавать окружающий мир и использовать результаты познания для собственной пользы в рамках научно-технического прогресса.

Основными направлениями постклассического рационализма являются:

  • позитивизм,
  • прагматизм,
  • марксизм.

Родоначальником позитивизма является О. Конт, который одним из первых озвучил идею диверсификации науки и философии, т.е. их очищения от метафизического не основанного на опыте знания. Философия по мнению Конта неспособна выполнять роль методологии науки, в своем поклонении разуму она ушла далеко от объективного познания реальности, увлекаясь метафизическими истинами и представлениями не имеющими надежной опоры в опыте и эксперименте.

С точки зрения Конта и его последователей, любая наука должна строится на экспериментальных, т.е. позитивных началах, только опытное, проверяемое и подтверждаемое знание может считаться истинным и научным, любое же умозрительное или описательное рассуждение – суть метафизика, псевдо истина, от которой новая позитивная наука должна быть освобождена. В рамках позитивизма философия лишалась собственной гносеологической ценности, ее традиционные проблемы – сущности бытия, субстанции, первопричины, оказывались снятыми и несостоятельными, философии отводилось роль точки обобщения объективных знаний различных наук.

Философское направление прагматизма зародилось в США. Оно сходно с позитивизмом в том, что также стремится отделить истинное знание от псевдознания, однако принимает за основу совершенно иной критерий. С точки зрения прагматизма истинно то, что может принести пользу. Если практическое применение знания дает полезный результат в виде экономических, социальных, личностных выгод, значит это знание истинно, если нет, то оно бесполезно и ложно.

Марксизм разрабатывался К. Марксом и Ф. Энгельсом. Марксизм противостоит идеализму классической философии сосредоточенной на разуме человека, его идеях, абсолютных закономерностях и прочих нематериалистических субстанциях. Марксизм обосновывает материалистическую картину мира на новом, гораздо более высоком уровне в сравнении с материалистическим механицизмом Нового времени. Материя признается единственной субстанцией, все предметы и явления в ней, суть проявления материи и ее свойств, от самой вселенной до психических и социальных отношений. В качестве базы общественного развития выводит производство, без которого существование общества невозможно. Эволюция производственных сил влечет за собой революцию общественного строя, согласно диалектическим закономерностям, заимствованным у Гегеля По данной теме мы уже выполнили реферат Философия Гегеля. подробнее .

Традиция иррационализма в постклассической философии

Если рационалистические направления поддерживают стройную и логическую картину мира, отказывая разуму в роли Абсолюта, то иррационалистические отвергают разум как таковой, представляя мир хаотическим, бессмысленным и бессистемным, недоступным для познания и упорядочивания.

Наука, религия, мораль, общественное устройство – любые системы, пытающиеся упорядочить мир, не более чем иллюзии, созданные человеком для обмана самого себя, создания иллюзорной значимости собственных действия и ограждения себя от своей истинной природы. Шопенгауэр По данной теме мы уже выполнили доклад Шопенгауэр. подробнее видел природу человека в произволе Мировой воли и страстей, Ницше По данной теме мы уже выполнили реферат реферат по философии подробнее – в воли к власти и полной свободе ее реализовывать, Кьеркегор – в одиночестве личности пред свободой выбора.

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис