Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Этическое и социальное в философии Конфуция

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / Этическое и социальное в философии Конфуция
Этическое и социальное в философии Конфуция
Определение 1

Конфуций По данной теме мы уже выполнили реферат  Конфуций подробнее – это один из величайших философов древнего Китая, создавший социально-этическое учение, принципы которого лежали в основе административной системы Китая на протяжении более чем двух тысяч лет.

Социально-исторические предпосылки конфуцианства

Кун-Фу-Цзы, более известный в европейской традиции как Конфуций жил в древнем Китае на рубеже VI - V веков, но н.э. Данный период известен в истории Китая как эпоха воинствующих царств, когда вся поднебесная была разделена на множество самостоятельных царств ведущих постоянных конфликты друг с другом и претендующих на право объединения всего Китая под своим началом.

В это непростое время происходит настоящий расцвет китайской философской мысли и формируются ее основные течения:

  • даосизм,
  • конфуцианство,
  • маоизм,
  • легизм.

Потребность в философском переосмыслении настоящего была крайне велика, Китая требовался новый взгляд на его судьбу, на проблемы взаимоотношения между людьми, на строение государства и общества, по этой причине все перечисленные концепции значительное внимание уделяют социально-этическим вопросам, либо полностью посвящены им.

Конфуций происходил из знатного аристократического рода, однако в раннем детстве его отец погиб, и мать воспитывала сына в одиночку, так что будущий философ познал все тяготы положения беднейших слоев общества. Однако происхождение и воспитание, высокая образованность открывали перед ним значительные перспективы и Конфуций с помощью старательной службы постепенно продвигался по административно-карьерной лестнице.

Царившие в современном ему Китае порядке совершенно не удовлетворяли Конфуция, отмечавшего повсеместное падение нравов, хаос и разруху, бесплодные войны и конфликты. По мнению Учителя китайскому обществу требовалось нравственное обновление, источником которого должны были выступить добродетели старины, нормы и правила патриархального Китая, тех взаимоотношений, которые выстраивались в рамках семьи.

Занимая должности крупных сановников Конфуций неоднократно предпринимал попытки реализации и продвижения в жизнь своих философских идей, однако раз за разом наталкивался на непонимание и сопротивление правителей. Великий Учитель много путешествовал по стране, поступая на службу то к одному, то к другому правителю, однако ему до конца жизни так и не удалось реализовать свои идеи на практике. Тем не менее учение Конфуция приобрело значительную популярность в народе, особенно среди отпрысков различных благородных семей которые стекались со всего Китая к нему в качестве учеников.

Учение о благородном муже

Замечание 1

Главной целью своего учения Конфуций видел воспитание и нравственное преображение населения, в первую очередь его высших слоев – правителей, аристократии, а также создание гармоничных социальных отношений.

Для этого им был создан нравственный идеал человека, к которому должен стремиться, и которому должен соответствовать каждый, в особенности тот, кто наделен значительной властью, т.е. правители, вельможи и чиновники. Эту концепция получила название цзюнь-цзы По данной теме мы уже выполнили реферат Даосизим Лао-цзы подробнее – «благородный муж».

Благородный муж должен был обладать рядом нравственных качеств:

  • «Сяо» - сыновья покорность,
  • «Жэнь» - человеколюбие,
  • «Ли» - соблюдение ритуалов,
  • «И» - долг,
  • «Чжи» - разумность,
  • «Синь» - благонадежность.

Сяо является одной из центральных категорий концепции цзюнь-цзы. Поскольку Конфуций рассматривал все государство в качестве единой семьи с верховным отцом-правителем, то социальные отношения внутри государство строились на системах вертикального соподчинения, при которых более младшие должны были выказывать сыновью почтительность более старшим, и сами в тот же момент являлись старшими, по отношению к еще более младшим членам общества. Конфуций верил, что когда каждый начнет относиться к окружающим как членам своей семьи настанет гармония в обществе и разрыв между крестьянством и правящей элитой исчезнет.

Не менее важным качеством является жэнь. Жэнь – это гуманизм в самом широком его понимании, включающий в себя и милосердие, и доброту, и справедливость, и человеколюбие, и понимание и многое другое. Список качеств, охватывающих жэнь невероятно велик, в связи с чем данной добродетели достичь крайне сложно, однако она обязательна для всякого истинного правителя.

Ли – это этическая категория предполагающая неукоснительное соблюдение правил и ритуалов, нравственно предписанных образцов поведения во всех жизненных ситуациях для каждого члена общества от крестьянина до царя.

И – это долг, который благородный муж, познавший жэнь сам накладывает на себя из сознания своих обязанностей. Чжи понимается как разумное, сознательное отношение к жизни, себе, обществу и нравственным правилам, не бездумное следование, но разумное подчинение.

Наконец, синь или благонадежность – это своеобразное вместилище всех добродетелей цзюнь-цзы, точка его завершенности.

Социальная концепция Конфуция

Конфуция рассматривал общество как большую семью, отношения в которой между социальными группами должны строится не на насилии и произволе, но на нравственных правилах. Конфуций отрицал силовые методы решения проблем в любом направлении, он отрицал даже внешнюю экспансию, полагая что отдаленные народ ы могут быть приведены под власть истинного правителя исключительно путем культурной экспансии, распространения и привития им нравственно-этических ценностей.

В отношении правителя, являвшегося сыном Неба, как высшего проявления космического закона, и одновременно отцом своего народа, Конфуций выдвигал два требования, на которых должно было основываться его правление – это принципы переписывания имен и «правитель должен быть правителем». Переписывание имен предполагало, что каждая вещь, каждое сословие и каждый человек должен обладать тем именем, которые соответствует ему, отражает его сущность, поскольку в Китае имени(наименованию) объекта придавалось особое значение и несоответствие имени его сущности могло навлечь значительные беды.

Принцип «правитель должен быть правителем» вытекал из предыдущего и предполагал, что правитель должен оправдывать свое имя и быть превосходным во всех областях и добродетелях.