Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Начало философии в Китае: конфуцианство, даосизм, легизм, моизм

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Философия / Начало философии в Китае: конфуцианство, даосизм, легизм, моизм

Представление о мире и человеке в конфуцианстве

Определение 1

Конфуцианство – это этико-философское учение, которое разработал Конфуций. Оно получило широкое распространение в Китае, Корее, Японии и некоторых других странах.

Конфуций позаимствовал черты первобытных верований, например, культ мертвых предков, культ земли и почитание Шан-ди, как верховного божества и легендарного первопредка. Сейчас Конфуция считают хранителем мудрости «золотого века» древности. Он стремился вернуть утраченный престиж монархам, улучшить нравы народа и сделать людей счастливее. Основное положение его концепции заключалось в том, что институт государства создан древними мудрецами, чтобы защищать интересы каждого отдельного человека.

Готовые работы на аналогичную тему

Конфуций привел идеал совершенной личности, рассматривая ее в качестве самоценной. Им была разработана программа по совершенствованию человека с целью достижения им духовно развитого состояния и гармонии с Космосом. Благородный муж выступает источником идеала нравственности для всего окружения. Он один характеризуется чувством гармонии и органическим даром жить в природном ритме. Именно в нем заключено единство внутренней работы сердца и внешнего поведения. Назначением мудреца выступает преобразование социума в соответствии с законами гармонии Космоса, упорядочивания и охраны живого.

Конфуций выделял пять «постоянств»:

  • ритуал;
  • гуманность;
  • долг-справедливость;
  • знание;
  • доверие.

Конфуций как политик осознавал ценность ритуала в любом деле при управлении страной. Приобщение каждого человека к соблюдению меры обеспечило бы сохранение в обществе моральных ценностей, не допустило развития потребительства и нанесения ущерба духовности. Устойчивость китайского государства и социума, питавшаяся жизнеспособностью китайской культуры, во многом обязана ритуалу.

Конфуцианство – это не целое учение. Его отдельные элементы тесно связаны с развитием китайского общества в древности и в средневековье, которое оно помогало образовать и законсервировать, создав таким образом деспотическое централизованное государство. В качестве определенной теории общественной организации, конфуцианство сосредоточено на этических правилах, социальных нормах и регулировании управления.

Внимание Конфуция было сосредоточено на воспитании человека в духе уважения и почтительного отношения к окружающим и обществу. В его социальной этике личность – не просто личность для себя, а для всего общества. Этика Конфуция рассматривает человека в совокупности с его социальными функциями, а воспитание подводит человека к надлежащему исполнению такой функции.

Исполнение функций на основании порядка, вынужденно вызывает проявление человечности. Человечность выступает основным требованием, предъявляемым к человеку. Человеческое существование настолько социально, что не может обходиться без ряда регуляторов:

  • нужно помогать другим людям в достижении того, что бы ты хотел достичь сам;
  • не делай другим того, чего не желаешь сам.

Чтобы соблюдать субординацию и порядок, Конфуций разработал принцип справедливости и исправности. Справедливость и исправность нельзя связывать с онтологическим пониманием истины. Человек должен поступать в соответствии с тем, что велит ему порядок и его социальное положение. Под исправным поведением понимается поведение соблюдения порядка и человечности.

Даосизм

Замечание 1

Социальный идеал даосизма – это возврат к естественному первобытному состоянию и внутриобщинному равенству. Приверженцами даосизма порицался социальный гнет, осуждались войны, они были противниками роскоши и богатства, осуждали жестокость правителей и знать.

Основателем даосизма считают Лао-цзы По данной теме мы уже выполнили реферат Полотические идеи Лао-цзы подробнее , выдвинувшего теорию «недеяния», призывающую массы к пассивности и следованию «дао», то есть естественному ходу вещей.

Центром внимания даосизма выступает природа, человек и космос, но эти начала постигаются не рационально, через констуирование логически последовательных формул, а посредством прямого понятийного проникновения в природу существования.

Дао – это понятие, посредством которого можно дать универсальный и емкий ответ на вопрос о происхождении и способе существования всего сущего. Оно практически безымянно, проявляется во всех сферах жизни, так как есть некий источник вещей, но при этом дао – не самостоятельная единица, или сущность. У самого дао нет источников, начала, оно само – корень всего, без собственной энергетической деятельности.

Замечание 2

Дао характеризуется собственной творческой силой дэ, посредством которой дао проявляется в вещах при влиянии инь и янь.

Онтологический принцип одинаковости, когда человек, являясь частью природы, из которой он вышел, должен это единство с природой удерживать, постулирует также и гносеологически. Здесь речь идет о согласии с миром, на котором базируется душевное равновесие человека.

Моиз и легизм

Конфуцианство и даосизм – самые известные и влиятельные древнекитайские школы философии, но они не единственные. Так, в V веке до н.э. достаточно широкую популярность приобрело учение, которое разработал Мо-цзы (впоследствии его назвали моизмом).

Концепция моизма сконцентрирована на вопросах гуманного и мудрого управления Поднебесной империей, а также проблемах взаимоотношений между людьми, базирующихся на любви и взаимопомощи.

Моистами полностью осуждались все войны, они стремились к распространению идеалов гуманизма и взаимной любви на межгосударственные отношения. Современники ценили моизм так же, как и конфуцианство, называя оба этих направления знаменитыми учениями. Просуществовал моизм практически 200 лет.

Еще одно довольно популярное древнекитайское учение – легизм или школа законников. Легизм сформировался в условиях напряженной борьбы с ранним конфуцианством, вместе с которым стремился создать мощное, хорошо управляемое государство, отличаясь лишь методами его построения.

Замечание 3

В конфуцианстве на первое место выдвигались нравственные качества людей, а легизм был основан на идее равенства всех перед законом.

Легисты хотели ввести государственное регулирование экономических процессов внутри страны, проведение систематического обновления государственного аппарата, установить личную ответственность чиновников, вместе с введением цензорского надзора за их деятельность и пр.

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис