Особенности английской философии Нового времени
В Новое время Англия становится одной из лидирующих держав Европы, что обусловлено стечением многих факторов, не последними из которых является ее социально-политическое устройство (конституционная монархия), а также значительный интерес к науке и стремление к получению максимальной практической пользы от ее достижений.
Особенности английского общества и государства, детерминируют в свою очередь и характерные черты английской философии, которая развивается в значительной степени в рамках полемики с достижениями континентальных мыслителей. Характерными чертами ее выступают мощная эмпирическая и утилитарная ориентация, значительный интерес к проблемам общества, стремление сделать философию чистой и прозрачной. Ведущими мыслителями данного периода английской философии можно назвать:
- Ф. Бекона,
- Дж. Локка,
- Т. Гоббса.
Философия Френсиса Бекона
Ф. Бекон является родоначальником эмпиризма, а познавательная проблематика занимает центральное место в его философии. В своих работах Бекон переосмысливает все философское, научное и религиозное наследие предыдущих эпох, с точки зрения его полезности для поиска истины и критически отвергает его, как скопление ложных знаний и утверждений, основанных на одних лишь мнениях, абстрактных идеях, лишенных фактического подтверждения. С точки зрения Бекона, научная истина может покоиться на одних лишь фактах, которые в свою очередь достигаются через постановку опытов, экспериментальных исследований.
Познание с точки зрения Бекона, осуществляется путем индукции, т.е. суммирования единичных, однотипных фактов, на основании которого формируется всеобщее знание. Индуктивный метод был сформулирован философом в противовес дедуктивной логике Аристотеля, которая по его мнению, пригодна лишь для проверки известных фактов и не способна дать науке новое знание. При этом на пути к истинному знанию человеку необходимо избегать ложных навязанных суждений, которые Бекон обозначает как «идолы». Всего он выделяет четыре типа идолов:
- идолы рода,
- идолы пещеры,
- идолы рынка,
- идолы театра.
К идолам рода Бекон относит такие ограничения человеческого познания и размышления, которые заложены в самой природе человека, являются частью его сущности, как например, стремление приписывать животным и даже силам природы человеческие качества и мотивы, чрезмерное доверие собственным органам чувств и их ощущениям и т.д.
Идолы пещеры возникают вследствие индивидуальных особенностей человека, его характера, мировоззрения, среды обитания, ментальности и т.д.
Идолы рынка представляют собой искажения речи, возникающие под воздействием общества, общеупотребительной практикой использования слов. Бекон одним из первых уделяет особое внимание словам и языку, настаивая на необходимости грамотного использования речи, очищения ее от эвфемизмов и надуманных абстрактных понятий, говоря о том, что научная истина должна быть описана простым и понятным языком, а не речью избранных.
Идолы театра в свою очередь представляют собой привлекательные для человека теории и философские системы, которые завлекают его в свои сети ложного знания, с помощью красивых, но не аргументированных фактами построений.
Основные идеи Джона Локка
Дж. Локк, как и Ф. Бекон основное внимание уделял разработки проблем познания и его методов, а также полемике с другими философскими системами. В частности, широко известным является противостояние Локка и сторонников существования «врожденных идей». С точки зрения английского философа человек появляется на свет чистым, словно неисписанный лист и не обладает никаким знанием, которое можно было бы назвать врожденным, либо всеобщим.
Локк опровергает мнение согласно которому общие идеи, такие как бог, справедливость, движение, законы науки или морали, стоят вне опытного знания, являясь некой всеобщей данностью. Напротив, Локк считает их следствием опыта человека, результатом его индуктивного обобщения, аргументируя это тем, что всеобщей данности в действительности не существует (детям, умственно отсталым людям, представителям примитивных племен, всеобщие истины недоступны), либо если она существует, то возникает в следствии сходных процессов обучения, но не особой природы самого знания.
С точки зрения Локка хотя главным инструментом человеческого познания выступает разум и рациональные действия, источником знания, определяющим его границы является опыт. Человек не может знать того, что не было бы дано ему в опыте. Однако сам опыт делится на две составляющие – внешнюю, т.е. сами ощущения от предметов, и внутреннюю, т.е. процессы рефлексии, ощущения от внутренних действий разума. Сочетание этих двух видов опыта и позволяет человеку переходить от единичных фактов опыта к общим идеям.
Гражданская философия Томаса Гоббса
Т. Гоббс считал, что философия, как и любая другая наука, должна быть максимально практико-ориентирована и приносить пользу обществу. Для философии отводилась ниша науки способной предсказать и направить развитие государства и общества по верному пути.
Гоббс придерживался материалистической концепции мира, при этом он выделял два вида тел – естественные, т.е. созданные природой и искусственные, т.е. образованные человеком.
Наиважнейшим из искусственных тел философ считал государство. Дабы правильно управлять государством необходимо было понять, как оно возникло, а для этого познать природу людей.
Гоббс придерживается позиции согласно которой люди от природы равны, при этом они в равной степени стремятся к власти, богатства, и благосостоянию. Человек готов пойти на любые поступки ради достижения собственных целей и в этом состоит его естественная свобода и естественное право. Однако совокупность людей, живущих по подобным принципом представляет собой хаотическую общность в которой все враги друг для друга. Ради безопасности и разумного благополучия люди объединяются в общество, которым руководят естественные законы, а именно стремление к миру и отказ от естественного права на все, т.е. жертвование частью своей свободы ради безопасности.
Однако общество не может само поддерживать выполнение данных законов, ему требуется принуждающая сила, и такой силой является государство. Общество выбирает своего представителя и заключает с ним договор, согласно которому люди отчуждают часть своих прав в пользу представителя, а он направляет общество к благополучию и следит за соблюдением законов. При этом сам представитель ничем не ограничен и обладает абсолютной свободой.
Гоббс придерживался монархических воззрений и считал, что только сильная централизованная власть способна сделать общество стабильным, благополучным и уберечь от волнений и гражданской войны.