Нарратив – это самостоятельно сформированное повествование о некотором количестве взаимосвязанных событий, которое представлено читателю и слушателю в виде последовательности образов и слов.
Общие сведения
Нарратив также определяют как последовательность изложения фактов и событий в произведении. Нарратив не является сюжетом и не отождествляется с ним.
Из всех существующих сегодня прогнозов в контексте описания развития научного знания в настоящем столетии наиболее значимыми можно назвать те, которые предрекают прорывные достижения в системе развития социальной философии.
Такая ситуация не случайна, поскольку философский разум в 20 веке фактически представляется в виде череды ярчайших поворотов или глобальных смен идеологической направленности и идейно – теоретического поиска. Все это свидетельствовало об исчерпанности теоретических импульсов, которые запустили цикл модернизации классического XIX века.
В последнее время историческая наука переживает серьезную трансформацию, причем пересмотру подвергаются базовые проблемы исторического познания, а именно:
- объективность исследования в истории;
- отношения историка и источника;
- интерпретация исторических концепций.
Историческая концепция – это система взглядов, способ рассмотрения, понимание чего-либо, общий замысел исторического феномена или события.
Все они в той или иной мере затрагивают вопрос о том, насколько историческая наука может соответствовать критериям научности. Трудности со спецификацией истории порождаются тем, что этот термин принадлежит к разряду полисемантических и может быть использован в трех основных значениях. Во – первых, историю понимают как некую сущность, субстанцию, которая развертывается во времени. Такая трактовка истории близка к так называемым спекулятивным концепциями истории философии.
Также можно привести пример термина К. Поппера «историцизм». Особенность такого понимания истории связана с поиском истоков данной области знания, ее цели и смысла, а также неоднократных попыток вскрыть универсальные закономерности, тенденции, которые управляют развитием человеческой цивилизации.
Во-вторых, история трактуется как прошлое и взаимосвязь отдельных событий, процессов, явлений. Существует точка зрения, что история есть отдельная функциональная процедура изучения прошлого. Чтобы отделить последнее значение от остальных применяют термин «историография». В этом случае историю признают частью эпистемологии.
Эпистемология – это философско-методологическая дисциплина, исследующая знание как таковое, его строение, структуру, функционирование и развитие.
Особенное место в данном случае занимает нарративная философия, которая отказывает истории в праве на получение объективного и достоверного знания о прошлом. Нарративизм отрицает самостоятельную дистинкцию между историей и литературой, а в своем радикальном варианте враждебен научной рациональности, заимствуя у постмодернизма критику логоцентризма.
Появление данных концепций объясняется господствовавшим в предшествующий период упрощенным – эссенциалистским подходом к историческому познанию. История противопоставляется хронике как нечто, имеющее определенный порядок. Она включалась в число гуманитарных наук, при этом четко различается литературное повествование и историческое описание. Последнее отделяется от объяснительных процедур, которые являются точками следования истории.
В-третьих, история является наукой, изучающей те или иные факты о действительности, которая происходила ранее, т. е., той областью знаний, которая основывается исключительно на фактах.
Три тезиса нарративизма
Нарративизм базируется на трех основных тезисах, которые подвергаются серьезной критике:
- отрицание возможности воспроизводить реальность прошлого в виде текстов историка. Данная тенденция называется скептицизмом. Тексты историков всегда подвергаются критике или логическому анализу;
- отрицание реальности жизни и событий в прошлом или уникальный исторический солипсизм. Эта тенденция была реализована несмотря на наличие исторических фактов;
- применение методов анализа литературных текстов при изучении историографии.
Особенности нарративизма
Особенной чертой нарративизма является проблема дистинкции истории и философии исторического развития. Х. Уайт предпринял попытку стереть границы между исторической наукой и философией истории. О работе историка он говорил, что она является вербальной структурой в форме прозрачного дискурса повествования. Она предназначается для выполнения роли модели происходящих ранее структур и процессов.
Язык любого историка есть язык художественной литературы, но проблема формирования языка рассматривается в рамках проблемы исторического стиля.
Х. Уайт говорил также и о том, что интерес представляет, прежде всего, проблема выбора нарратива или риторических процедур для формулировки содержания исторического произведения. Автор ввел в научную практику феномен тропологии.
Тропология – это риторическая фигура, слово или выражение, используемое в переносном значении с целью усилить образность языка, его художественную выразительность.
При помощи феномена тропологии историки придают прошлому фактический статус, а все факты наделяются существенным смыслом. Тропологическая теория Х. Уайта основана на работах М. Фуко, Р. Барта и других исследователей.
Уайт говорил о том, что в контексте нарративизма для осмысления истории необходимо сочетать логику и риторику, а классическая модель силлогизма содержит в себе идею тропологии.