Биография Эпикура
Эпикур – древнегреческий философ, основатель эпикуреизма в Афинах. Из практически трехсот произведений, которые были написаны Эпикуром, сохранилось только несколько фрагментов. Одним из источников знаний об этом философе являются сочинения Диогена Лаэртского, среди которых: «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» и Лукреция Кара «О природе вещей».
В соответствии с записями Диогена Лаэртского, афинянин Эпикур – сын Неокла и Херестраты, родом с острова Самос, а с 14 лет начал проявлять интерес к философии. В 18 лет он переехал в Афины, когда афинян изгнали с острова Самос после смерти Александра Македонского, Эпикур отправился в Колофон к своему отцу, где прожил некоторое время и собрал себя последователей.
В 32 года им была основана своя философская школа, изначально располагавшаяся в Митилене и Лампсаке, а с 306 г. до н.э. – в Афинах. Эпикур в Афинах поселился со своими учениками в купленном им саду, поэтому эпикурейцев называли «философами Сада». Скончался Эпикур, как писал Диоген Лаэртский, от камня в почках в 271 или 270 году до н.э.
Отношения Эпикура с другими философами
Сохранившиеся труды Эпикура сводятся к трем значимым письмам к своим друзьям, восьмидесяти афоризмам, которые называются «главными мыслями», а также к нескольким дюжинам отрывков, извлеченных из его сохранившихся работ.
Эпикур полемизировал с Платоном. Как считал Ф. Соломсен, Эпикур создал свою философскую систему, как противопоставленную академической.
Отдельные авторы древности упрекали Эпикура в плагиате. Например, Аристон в произведении «Жизнеописание Эпикура» утверждал, что Эпикур списал свой «Канон» с «Треножника» Навсифана, а стоики заявляли, что Эпикур присвоил себе учение Демокрита об атомах и учение Аристиппа-киренаика о наслаждении в качестве высшего блага. Сам Эпикур отзывался о других философах достаточно пренебрежительно, можно даже сказать презрительно.
Учение Эпикура
Эпикур делил собственную философию на три части:
- каноника;
- физика;
- этика.
Эпикур свою теорию познания назвал «каноникой», так как ее основой являлось учение о критериях или канонах истины. Не согласившись с Аристотелем и Платоном, он считал первичным и главным критерием истины ощущения, в которых человеку дается жизнь. Разум, по мнению Эпикура, – полностью зависим от ощущений. Так как чувственное познание непогрешимо, то ошибки в познании или заблуждения проистекают из ошибочных суждений о том, что дается в ощущениях.
В канонике Эпикура также выделены и вторичные критерии истины, к которым относят предвосхищение, претерпевание и образный бросок мысли.
Предвосхищение – это понятие или общее представление, возникающее на основании чувственного восприятия из единичного представления.
Претерпевание – скорее критерий отношения к вещи, нежели критерий истины. Претерпевание служит основой для моральных оценок, соответствующих этическим принципам.
Образный бросок мысли – это интуиция, а главным признаком совершенного знания служит умение быстро использовать бросок мысли. [/Определение]
Эпикур в своем учении стремился дать практическое руководство для жизни, для чего ему необходима была физика, а для нее – логика.
В соответствии с учением Эпикура о природе, Вселенная – результат столкновения и разъединения атомов, кроме которых не существует ничего. Вселенная, по мнению Эпикура, - бесконечна.
В пространствах между мирами живут счастливые и бессмертные боги, которые не заботятся о мире и людях.
Природные явления Эпикур объяснял схоже с физиками Нового времени, поэтому он считается отцом эмпирического естествознания.
Для Эпикура идеал человека – мудрец. Познание природы не является самоцелью, оно освобождает человека от страха суеверий, а также от страха смерти. Для Эпикура смерть – отсутствие ощущений.
Эпикур выделял естественные желания и пустые. Естественные желания могут быть необходимыми. Но не любое желание достойно быть удовлетворенным, так как некоторые из них могут повлечь за собой страдания. Поэтому мудрецу необходимо обладать определенной осмотрительностью.
Эпикур, в отличие от стоиков, не интересовался политикой, так как это приводило к неприятностям. К общественности он относился дружественно, но сдержанно. Эпикур говорил о необходимости жить неприметно, нужно не привлекать к себе внимание по жизни. Не нужно стремиться к славе, власти и богатству, нужно наслаждаться мелкими радостями – друзьями, вкусной едой и пр.
Эпикур говорил об идеи справедливости как общественного договора, о том, чтобы не терпеть и не причинять вреда. Такой договор необходим для использования всех выгод совместного проживания в упорядоченном обществе. По Эпикуру, общество возникло именно из такого договора живущих уединенно и руководствующихся естественным правом людьми. Такой договор заключен, чтобы не причинять вреда друг другу.
Развитие речи Эпикур связывал с условиями окружающей среды. Так, он считал, что люди в разных географических местностях, под влиянием одних и тех же вещей издавали разные звуки, из-за разного влияния условий окружающей среды на легкие и гортань человека. Иными словами, первые слова, которые произнес человек, различались, поэтому различаются и языки в мире.
Можно выделить несколько положений, соответствующих целостному учению Эпикура:
- человек своим появлением обязан самому себе и своим родителям;
- человек – результат развития природы;
- боги могут существовать, но не могут вмешиваться в жизнь людей и дела на Земле;
- человеческая судьба зависит не от богов, а только от самого человека;
- человеческая душа умирает вместе с телом;
- умение хорошо жить и хорошо умереть – одна и та же наука.
В соответствии с Эпикуром, бог – существо бессмертное и блаженное. Он утверждал, что тот вид, в котором боги существуют, не проявляет никакого интереса к людям, они ничего не знают о существовании людей, а значит, не могут наказать человека ни в жизни, ни после смерти.
Основные взгляды Эпикура на богов можно свести к следующим положениям:
- боги существуют;
- истинное знание о богах образуется предвосхищением;
- обывательские представления о богах – ложные;
- боги – бессмертные и блаженные, они пребывают в междумирии.