Эдмунд Гуссерль – один из значительных немецких философов начала XX века, основатель феноменологического подхода.
Биография Эдмунда Гуссерля
Эдмунд Гуссерль родился 8 апреля 1859 года в Простееве на территории Моравии (Австрия). Его отец происходил из чешских евреев и занимался торговлей шляпками. Гуссерль был вторым ребёнком из четырех. Основным языком, принятым в его семье, был идиш. Отец Гуссерля был успешным коммерсантом и на доходы от магазина, смог открыть мануфактуру. Он уделял много внимания образованию собственных детей.
Эдмунд Гуссерль получил качественное образование. Сначала он закончил реальное училище в Вене, затем гимназию в Ольмюце, а после поступил в один из престижнейших университетов Германии – Лейпциский. Гуссерль интересовался в первую очередь естественными науками, а наибольшей страстью для него стала математика, изучение которой он продолжил в Берлинском и Венском университетах. В 1882 году Эдмунд защищает диссертацию «К теории вариационного исчисления», после которой он отходит от чисто математических изысканий в область философии.
Гуссерль знакомится с философией еще в студенческие годы, под руководством Ф. Паульсена, однако серьезный интерес к ней у него возникает уже под влиянием Ф. Брентано и К. Штумпфа, которые не только вовлекают Гуссерля в мир философии и знакомят с новейшими идеями из области психологии, но также подталкивают к созданию собственного учения.
В 1886 году умирает отец Гуссерля, что позволяет ему перейти в протестантизм и обеспечить себе дорогу в ряды немецкой профессуры. Также Гуссерль женится, после чего находит преподавательскую работу в университете в Гале. В начале века выходят его первые философские работы, которые получают широкое одобрение. Гуссерль обзаводится друзьями и единомышленниками в Гёттингене и Мюнхене в лице Райнаха, Пфендера, Шелера. В 1916 году он занимает кафедру во Фрайбургском университете, у него появляются собственные ученики в их числе М. Хайдеггер.
После прихода к власти нацистов жизнь Гуссерля начинает стремительно катиться под откос. Его сначала увольняют с должности, а затем полностью отстраняют от преподавательской работы. Ему запрещается принимать участие в научных и философских конференциях, его труды запрещены к печати. Семья Гуссерля эмигрирует в США, однако сам он остается в Германии, где умирает в полном одиночестве в 1938 году от плеврита.
Весьма спорным является вопрос о роли Хайдеггера в судьбе Гуссерля. В 1933 году Хайдеггер становится ректором университета, вступает в НСДАП и лично принимает решения, по ограничению деятельности своего учителя. В тоже время Гуссерль не был репрессирован, а его прежние труды не изымались из библиотек и не уничтожались, кроме того ему был предоставлена возможность для эмиграции. Спасением творческого наследия Гуссерля занимался Г. Бред, которые уже после его смерти вывез неопубликованные работы в Швейцарию.
Основные труды Эдмунда Гуссерля:
- «Философия арифметики»,
- «Логические исследования»,
- «Философия как строгая наука»,
- «Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии»,
- «Картезианские размышления» и т.д.
Феноменология Гуссерля
Девятнадцатый век, на трудах мыслителей которого, формировались философские воззрения Гуссерля, был веком кризиса для философии. Многие идеи и истины, которые на протяжении Нового времени, средневековья, античности, считались незыблемыми основаниями философского знания, рассыпались в прах и превращались в миражи, под напором нового европейского мышления, вооруженного передовыми достижениями науки и логики. На протяжении всего столетия одно за другим появляются философские течения стремящиеся «очистить» философию от ложного и иллюзорного знания, сделать ее «точной» наукой. Не чужды данные идеи и самому Гуссерлю. Однако в отличии от предшественников, которые в качестве образца выбирали какие-либо области научного знания – естественные науки, математику, или зарождающуюся во второй половине века психологию, Гуссерль стремится очистить философию изнутри.
Он отвергает релятивистские позиции и психологизм, согласно которым знание, получаемое личностью всегда зависимо от ее субъективных качеств, а истина становится понятием относительным. Напротив, Гуссерль утверждает субъективизм исследователя в качестве единственно возможной реальности и истины в этом мире. Главными основаниями феноменологии Гуссерля становятся:
- приведение в философии в соответствие с идеалом строгой науки,
- ее очищение от случайных и умозрительных положений,
- установление для философа требований радикальной автономии и ответственности,
- утверждения чуда субъективности.
Субъективность в феноменологии Гуссерля категориально отличается от субъективности психологизма. Ее сущность состоит в том, что мир, с позиции Гуссерля, начинается с самого субъекта. Лишь он дан сознанию изначально для понимания, и лишь в нем сознание может быть уверено. Встречая других людей и сопоставляя их с собой, сознание на основании схожести становится способно приписать им тоже свойства субъективности что и себе, а пространство в котором они сосуществуют осознать в качестве объективной реальности. Таким образом именно субъект становится точкой отсчета во всей философской системе Гуссерля ее главным критерием и мерилом.
При этом субъект, т.е. философ, при познании мира должен избегать всякой субъективности в традиционном понимании данного слова. Его взгляд на мир не должен искажаться ни научными доказательствами, ни религиозными убеждениями, философ должен принимать мир таким, какой он есть, в его очевидности, что требует от него строгой автономности и накладывает огромную ответственность.
Целью философии является строгое описание мира, которое возможно лишь через процесс восприятия внешних феноменов, которые проникают в субъекта путем созерцания. Таким образом, философия – это описание процесса восприятия феноменов, т.е. феноменология.
Теория познания
Гносеология была центральным местом феноменологии. Ее главным методом Гуссерль называл созерцание, а критерием очевидность. Настоящее познание понималось им как без предпосылочное, т.е. перед самим актом созерцания не должно быть предположений или теорий.
Восприятия становятся для философа основой всей познавательной деятельности субъекта, от них сознание отталкивается в своем мышлении, как более позднем и зависимом процессе. Из всех продуктов восприятия наиболее ценными Гуссерль считал ощущения, в силу их максимальной очевидности.
Гуссерль отмечал интенциональность человеческого сознания, т.е. его направленность на какой-либо внешний, внутренний или идеальный объект. В этом акте философ выделял две стороны – ноэзис и ноэму.
Ноэзис – это акт направленности сознания на предмет. Ноэма – это трансцендентный смысл, вкладываемый в предмет, и сам акт его восприятия.