Взаимосвязь природы и человека
Природа это естественная среда развития общества, поэтому проявление ее законов в социальной жизни людей необходимо рассматривать как естественное. Но одновременно с этим, формирование социума, то есть социогенез оценивается материалистически мыслящими философами как диалектический скачок к новой форме движения материи - социальной. В рамках идеализма данный процесс может рассматриваться в качестве актуализации, либо самопроявления духовного абсолютного начала.
Как антропогенез, то есть происхождение человека, так и процесс социогенеза, под которым понимается происхождение общества, представляют собой единый процесс. Говоря иными словами, возникновение человека и общества шло в одно время и противопоставление их друг другу недопустимо. В формировании человека сыграла немалую роль не только его социализация, факторами которой можно считать труд, инстинкт бескорыстного любопытства, вмешательство высших сил и т.д.,, но и изменение и совершенствование его биологической конституции.
Биологический аспект проявляется инстинктах и физиологических потребностях человека, социальный – в его общественной сущности, социальной субъектности.
Основные подходы
В рассмотрении данного вопроса есть два полярных подхода и один промежуточный, который наиболее адекватно отражает сочетание в каждом индивиде природного и общественного начал.
-
Биологизаторство.
Согласно данному подходу, поведение человека детерминируется природными инстинктами или физиологическими потребностями. Человек детерминирован природой, а значит в обществе действуют те же законы, что и в природе, в том числе и закон конкурентной борьбы, согласно которому сильный выживает, а слабая особь гибнет.
-
Социологизаторство.
Человек полностью формируется в обществе. Отсюда следует вывод о том, что в человеке нет изначально никаких задатков, а его сознание – это «чистая доска».
-
Биосоциальный подход.
Общество есть качественно новое образование, имеющее свои законы и имманентную логику, а значит и человек не только природное существо. Поэтому при его исследовании необходимо исходить именно из этого качественного отличия, чтобы не скатиться на позиции натурализма и социального дарвинизма, широко распространенного в XIX веке.
Человек – это биосоциальное существо, в котором диалектически взаимосвязаны природное и общественное начала.
Природное в человеке
- Телесная конституция
- Физиология
- Базовые потребности, к которым относятся потребность в пище, в безопасности, в отдыхе, в сексе.
- Безусловные рефлексы
Общественное в человеке
- Сознание и разум
- Членораздельная речь (некоторые виды птиц тоже говорят, но их речь не является осознанной)
- Деятельность как преобразование окружающей среды
- Духовные потребности
Человек способен к воспроизведению объективной реальности и мысленной подготовке к преобразующей практической деятельности, ее планированию, актам выбора и целеполагания. На этом основана деятельность – как присущий человеку способ взаимодействия с миром, заключающийся в его целенаправленной модификации для удовлетворения определенных потребностей.
С биосоциальной сущностью человека коррелирует соотношение общества и природы. Общество коренным образом отличается от природы, и было бы неверно редуцировать основы жизнедеятельности людей к природным процессам и феноменам. Но было бы также неверно игнорировать влияние природы на формирование общественных отношений. Природа и общество - две стороны единой медали, и потому изучение общества без анализа природных явлений, без выяснения их влияния на развитие и функционирование социума (общества) немыслимо.