Человек имеет биопсихосоциальную природу. Что касается ее свойств, то здесь существует множество подходов, некоторые из которых представлены ниже. Можно сказать, что в рассмотрении данного вопроса сложилось две позиции: эссенциализм, согласно которому сущность человека есть и поэтому может быть обнаружена и экзистенциализм, в соответствие с которым универсальной сущности человека нет.
Сущность человека как выражение его природы
Человек не движим только инстинктами, его поведение определяется и социальной средой, предъявляющей к нему свои требования в виде социальных норм. То, что человек социален, связано с тем, что он обладает сознанием. Только там, где есть обмен мыслями, то есть психическое взаимодействие двух и более индивидов, можно говорить об обществе.
О том, что человек есть мыслящее существо, осознающее себя и размышляющее о своем месте в мире, писали многие мыслители прошлого. Так, Блез Паскаль говорил о том, что человек с одной стороны слаб по сравнению с природой, а с другой, силен по сравнению с ней. И сила его в сознании. Человек - единственное существо на земле, обладающее рефлексивностью.
Главная цель существования человека, согласно деятельностному подходу, - это преобразование им предметов природы в соответствие со своими потребностями, осознанная деятельность. Значит, смысл социальной помощи состоит в создании для человека условий, чтобы он мог осуществлять свою деятельность в окружающей природной и социальной среде без помех и преград.
Л. Фейербах считал, что сущность человека заключена только в общении, в единении человека с человеком. Если исходить их этого, то социальная помощь – это деятельность по созданию для индивида условий для полноценного общения с другими людьми. О том, что человек реализует себя в общении, писал еще Аристотель («человек – политическое животное»). Общаясь, человек социализируется, то есть усваивает социальный опыт. А процесс усвоения социального опыта не единовременный, он продолжается на протяжении всей жизни человека, поскольку общество не стоит на месте, развиваются все его сферы и элементы, меняются социальные нормы, и благодаря общению человек эффективнее адаптируется к этим изменениям.
Существование как создание сущности
Сущность и существование человека раскрываются в экзистенциализме, в частности у Ж.-П. Сартра. Человек им представляется как свободное существо, создающее свою сущность и несущее ответственность за каждый свой шаг в повседневной жизни. По Сартру, человек отличается от остальных существ и предметов тем, что в нем существование предшествует сущности, а не наоборот. И этим определяется динамизм, изменчивость и неопределенность судьбы индивида, ответственность за которую несет только он сам и никто другой. Сущность человека изменчива и творцом этих изменений должен являться сам конкретный человек.
По мнению Сартра Ж.-П., невозможно выявить универсальную сущность человека, то есть сформировать его умозрительную модель, так как каждый человек индивидуален и уникален. Не зря в работе «экзистенциализм – это гуманизм» данный философ указывает, что именно в признании каждого индивида уникальным, создающим свою сущность представителем человеческого рода и состоит подлинный гуманизм, то есть нормативно правильное отношение к человеку, основанное на его адекватном истолковании.
Человек осознает себя в этом мире, свою конечность, рано или поздно каждый человек начинает задумываться о смысле своей жизни, о том, зачем он здесь, для чего он живет. Без обретения смысла жизни человек не ощущает всю полноту бытия, испытывает страх, неустроенность, враждебность мира по отношению к нему, нестабильность, неуверенность. Обретение смысла жизни позволяет человеку обрести спокойствие и уверенность в своих силах.