Философская проблема бытия формируется как потребность найти и зафиксировать начальную точку отсчета в процессе познания мира.
Мыслители Древней Индии полагали основой бытия «Брахму» или священную силу, которая все созидает, поддерживает и хранит. Для мыслителей Древнего Китая такой основой было «Дао» путь, благодаря которому «все сущее рождается», Дао как начало и как конец, в нем возникает и все в него стремиться, оно само вечно и вездесуще.
Философы древней Греции По данной теме мы уже выполнили контрольную работу Философские школы Древней Греции подробнее , реагируя на вызовы своего времени, так же задавались вопросами о первоначале всего сущего. Их волновали вопросы возникновения предметной реальности мира и его исчезновение. Так как космос полагался греками в качестве упорядоченной реальности, то поиски начала акцентировался на физической реальности.
Основатель первой философской школы в Милете – Фалес видел в основе мира воду, Анаксимандр – воздух, Гераклит – огонь, Пифагор – число. Представители элейской школы Парменид По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Онтология Парменида подробнее , Зенон По данной теме мы уже выполнили реферат Апории Зенона подробнее , Ксенофан По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Сократ и софисты подробнее сформировали первое теоретическое понимание бытия. Данное понятие «бытие» относится к открытию этой школы. Данная теория стала фундаментом всей классической онтологии, учении о бытии.
Важнейшим пунктом в этой концепции была аксиома – бытие есть, небытия нет. Бытие есть и не быть никак невозможно.
Парменид мыслит бытие как настоящее совершенство, за ним ничего нет. Ум занимается усмотрением бытия, это его дело. Ум может быть только тогда умом, когда он мыслит о бытии.
Мыслить небытие не возможно. Небытие, которые мы систематизируем в мысли, делает его бытием. Мы ничего не можем сказать о небытии, не сделав его сущим, то есть бытием. То, что мы говорим о небытии, подтверждает мысль, что его нет, оно становится уже существующим. Небытие – это предел для мысли.
Постепенно концепция первоначала эволюционирует по пути становления высшей абстракции, когда о бытии невозможно сказать что-то конкретное. Бытие становится неизреченным. Определить бытие можно тем, что находится за ним, но за ним ничего нет. Бытие как антоним к «ничто», о котором можно только сказать, что оно есть, существует, бытийствует. Существование становится единственным признаком бытия как совокупности всего сущего.
Аристотель привносит в учение о бытии понятия материи, активного и страдательного начала. В единстве этих начал заключена действительность мира. Данная действительность, как считал Аристотель, должна полагать наличие высшей действительности, под которой подразумевается Бог, являющийся чистой формой, перводвигателем.
Теологическое мышление представляет аналогом своего бытия Бога. В идеалистическом понимании – Дух, в материалистическом – материя, субстанция. Так же средневековая теология отмечает бытие творящее – Бог и бытие сотворенное – реальный мир. Но в целом проблематику бытия рассматривают всё так же с помощью глагола «существовать».
В период эпохи Возрождения, где культивировалось человеческое земное предназначение, в момент поиска первоначал бытия, привело к тому, что бытие стало пониматься в качестве реальности, которая противостоит человеку. Данную тенденцию продолжает и «Новое время», с его тандемом – философия и наука и ставкой на индустриальное постижение мира и природы.
В бытии выделяют субстанцию, то, что вечно и неизменно, противопоставляя ее тленному миру. Это то, что существует лишь благодаря себе. Один из выдающихся философов 20 века М. Хайдеггер По данной теме мы уже выполнили эссе Мартин Хайдеггер Отрешенность подробнее , занимающийся проблемой бытия, говорил, что вопрос о бытии и поиски решения Парменида предопределили судьбу мира.
Хайдеггер видел проблему бытия в том, что – философия стала неактуальной и забытой в истории западной философии, начиная с Платона. Бытие мыслилось и интерпретировалось не корректно, так как не предполагала «человеческое» измерение. Мир идей Платона уже объективен и безразличен к человеку:
«Только выяснение сущности человеческого бытия раскрывает сущность бытия»,
полагал Хайдеггер.
Поэтому Хайдеггер задается идеей привести философские основания к науке, потому что она существует без поддержки теоретической деятельности, поэтому ученые ошибочно наделяют свои концепции универсальным значением, что ведет к неверной трактовке вопросов о бытии и экзистенции.
Хайдеггер намеревается проследить движение всей истории философии, для того, чтобы подвергнуть осмыслению философские понятия:
Помимо той мысли, что философия на протяжении двух тысяч лет занималась тем, что имеет статус «быть» в мире, в том числе и сам мир, но потеряло мнение о том, что это значит, это так называемый хайдеггеровский «бытийный вопрос», отраженный во всех его философских работах. В том числе, это отражено в его ключевом труде «Бытие и время» По данной теме мы уже выполнили контрольную работу Бытие подробнее , в которой доказывает, что философия оставляет без внимания понятие бытия, так как его смысл казался явным и несомненным.