Сущность понятия «бытие»
В философии категория «бытие» означает существование.
Быть означает существовать, а в бытии философии обычно понимают реальность, независящая от воли человека. Другими словами, бытие - это материальное существование природной и социальной реальности. В этом понимании бытие наделено более значимым признаком материальности и в этом смысле обозначает природу, материальный мир, всю материю, обладающую не только онтологическим, но и гносеологическим значением, но и использующегося для решения основного вопроса философии.
Бытие является фундаментальной философской категорией. Объясняется это тем, что, исходя из философских рассуждений, эта исходная категория служит основой для других теоретических построений. К тому же исторически проблема бытия означает рождение самой философии.
Как возникла эта категория? Есть предпосылки для постановки проблемы бытия в повседневном сознании и повседневной деятельности людей. Человек склонен искать собственного единства с природой, с окружающими. И все же человеку важно найти точки соприкосновения между различными целостностями окружающего его мира.
Более того, само по себе тело и разум, природное и социальное, сливаются в неразрывное единство.
Первая философская концепция бытия была предложена древнегреческими философами:
- Парменид считал бытием что-то неизменное, неповторимое, самотождественное, неподвижное;
- Гераклит считал, что бытие – это нечто непрерывно изменяющееся и становящееся.
Бытие противостояло небытию. Категория бытия указывает на факт существования материального мира и его отдельных проявлений, а также фиксирует предельно общее отношение всего ко всему. Оно выражает существование мира как конкретной универсальной целостности, составляющей объективные условия человеческой деятельности, включая его духовную деятельность, факт его социального существования.
Иными словами, бытие в широком смысле слова – это общая реальность общественного и природного, духовного и материального, социального и индивидуального, всего, что также существует, объединенного универсальной связью всего со всем, хотя и в разных формах.
Виды бытия
Философы выделяют четыре вида бытия:
- бытие вещей и процессов,
- бытие человека,
- бытие духовного,
- бытие социального.
Все эти виды независимы, внутренне неоднородны и имеют свои подвиды.
В первом виде бытия мы различаем природные вещи и процессы, а также которые созданы человеком. Мир созданных человеком вещей и процессов включает его воплощенные мыслей и действий, то есть имеет социальные функции и человеческое значение. Это приближает такого рода бытие к понятию «социальное бытие».
Важно отметить особую сложность человеческого существования, потому что человек, как живое существо, включен в мир природных тел, то есть представляет собой единство «духа» (психики) и «тела», которое выступает в роли материи. Человек как биологический организм вписан в само бытие природы.
Материя
Категория материи рассматривалась философами на протяжении долгого времени. Она исторически изменялась, что объясняется, с одной стороны, логикой развития самой философии, а с другой – достижениями естествознания и других наук материального мира.
Первые античные философы говорили о существовании материала, из которого сделаны все вещи, который позднее был назван субстанцией и субстратом. Все вещи рождаются не из ничего, а из других вещей. Так как нет вечных вещей, есть нечто лежащее в их основе, то есть материя, из которой состоит все в мире, это субстанция мира.
Первые философы осознавали, что существует большая разница между появлением наблюдаемых нами природных явлений и тем, чем они являются на самом деле. В конце концов, первоэлементы (земля, вода, воздух и огонь) – вещи, хорошо известные каждому, но они совсем не похожи на различные предметы и явления, которые из них образовались. Все это приводит к признанию существования частиц материи. Так, Фалес считал перенос различных природных вещей и явлений продуктом единого вечного материального принципа – воды, а его ученик Анаксимандр ввел понятие апейрон – неопределенное первовещество.
Апейрон – это вечное, бесконечное, неповторимое начало в непрерывном движении, источник конкретных вещей и явлений. Позднее Демокрит разработал атомистический образ мира и ввел понятие атома в философское употребление. Атомы неизменны, неделимы, качественно однородны, при этом отличаются друг от друга только внешними количественными характеристиками:
- формой,
- размером,
- порядком,
- положением.
Атомы образуют, перемещаясь в вакууме, множество видимых вещей и объектов и множество миров.
На этапе развития материалистических идей материя понималась как, субстанция материального мира, состоящая их отдельных элементов, чувственно воспринимаемых или не воспринимаемых человеком.
Второй шаг в развитии этих идей – механизм. Здесь материя отождествляется с веществом и наделена определенным количеством геометрических и механических свойств: длиной, массой, непроницаемостью, формой, способностью тел двигаться по механическим траекториям.
Данное понимание материи может быть применено к природным явлениям. Но путь его применения к биологическим и социальным явлениям и процессам был закрыт. Таким образом, такое понимание не было универсальным. Это было просто выражение некоторого естественнонаучного знания, а вовсе не философская категория. Обоснование и развитие философской категории материи тесно связано с дальнейшим развитием естествознания.
В результате открытия связи между магнитными, электрическими и оптическими явлениями была создана электродинамика. Было доказано экспериментально реальное существование атомов, была обнаружена их сложная структура и явление радиоактивности. То, что до сих пор считалось материей – атомы, - было сведено к электрически заряженным частицам и электромагнитным полям.
Затем материя начала рассматриваться в контексте пространства и времени. В итоге философы пришли к некоторым выводам:
- нет материи, лишенной временных и пространственных характеристик,
- нет материи отдельно от пространства и времени,
- нет пространства и времени отдельно от материи.