Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Понятие субстанции и основные варианты субстанциального понимания бытия

На протяжении всей истории философии перед мыслителями возникали вопросы о том, что из себя представляет мир, неизменен ли они или перманентно развивается и обновляется, и есть ли объективная закономерность у этого процесса, смысл и цель. Другой вопрос был не менее важен для творческой мысли человека – для бытия характерен целостный и упорядоченный характер или же он являет собой бесструктурный хаос. Данная проблематика входит в область философского анализа.

Замечание 1

Онтологическая мысль со времен Парменида всегда начинала свои размышления с категории бытия, основывая на этой основе остальную систему понятий и категорий: «материю», «движение», «развитие», «пространство и время», «причина и следствие», «элемент», «вещь», «свобода».

Статья: Понятие субстанции и основные варианты субстанциального понимания бытия
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Определение 1

Центральной проблематикой в онтологии выступает проблема отбор во всех возможных видах бытия субстрата конкретных видов бытия, связанного в философии с формированием категории «субстанция».

Историческое формирование представлений о субстанции

Проблема субстанции появляется в тот момент, когда за всем разнообразием явлений и вещей мысль человека пытается выявить устойчивое и неизменное единство, обнаружить вид бытия, служащий первопричиной возникновения всех остальных видов бытия, при этом не имея других причин существования кроме себя.

Проблема субстанции как важное место в философии

В истории философии первым определением субстанции находит свое понимание в процессе отождествления с субстратом, с тем началом, из которого состоят все вещи. Это такие праэлементы как воздух, огонь, вода.

Аристотель воспринимает субстанцию в качестве бесконечной материи. Он в первые рассматривает 3 основные аспекта категории субстанции. В природном порядке вещей есть субстрат. Он ведет к определению материи, которая лишена формы. Материя не только чувственно воспринимаемая, но и умопостигаемая. Она мыслится как материал, из которого может быть что-либо сделано.

«Понятие субстанции и основные варианты субстанциального понимания бытия» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Аристотель вводит тезис, согласно которому субстрат по числу един, а по виду двойственен. Двойственность заключается в различии между действительностью и возможностью. Материя есть начало. Одно и то же сущее может быть как формой, так и материей. Начало существующего есть начало знания о нем. Оно есть, поскольку оно познаваемо, а познание возможно лишь потому, что вещь оформлена. Начало и есть форма, поскольку материя непознаваема. Материя без формы есть лишь возможность, которую нельзя представить и воспринять. Для возникновения вещи природы недостаточно. Что существует по природе, существует само по себе.

Помимо материи и формы есть лишенность. Оно есть не-сущее в собственном смысле слова. Она характеризует бытие природного мира и противоположно определению, которое есть логос о сущности вещи. Сущность есть явление природы. Определение будет касаться того, без чего мы не можем сказать, что оно есть. Однако сказать, что есть материя и форма, не значит сказать что-либо о ее сущности.

Аристотель объясняет, что многообразие определяется наличием лишенности, то есть присутствующим отсутствием. Согласно этому принципу, сущность есть отсутствие, что парадоксально. Лишенность как лишенность непознаваема. О ней можно сказать лишь как о совершенстве. Начала есть начала бытия природного сущего.

Таким образом, в природном порядке вещей существуют $4$ причины, а начал $3$:

  • материя,
  • форма,
  • лишенность.

Форма форм – чистая действительность. Материя – чистая возможность.

В идеалистических трактовках субстанции выделяют объективную идеалистическую трактовку понимания первоначала бытия. Так творящей субстанцией является абсолютная идея Гегеля, мировой разум, мировая воля Шопенгауэра, бессознательное Гартмана.

Теистическая трактовка субстанции предлагала таким первоисточником начала и конца божественный абсолют.

Субъективный идеализм в лице Дж. Беркли понимал субстанцию как активное начало бытия, интерпретируя его с индивидуалистической позиции.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 30.09.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot