Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие субстанции и основные варианты субстанциального понимания бытия

Все предметы / Философия / Бытие как центральная категория онтологии / Понятие субстанции и основные варианты субстанциального понимания бытия
Содержание статьи

На протяжении всей истории философии перед мыслителями возникали вопросы о том, что из себя представляет мир, неизменен ли они или перманентно развивается и обновляется, и есть ли объективная закономерность у этого процесса, смысл и цель. Другой вопрос был не менее важен для творческой мысли человека – для бытия характерен целостный и упорядоченный характер или же он являет собой бесструктурный хаос. Данная проблематика входит в область философского анализа.

Замечание 1

Онтологическая мысль со времен Парменида всегда начинала свои размышления с категории бытия, основывая на этой основе остальную систему понятий и категорий: «материю», «движение», «развитие», «пространство и время», «причина и следствие», «элемент», «вещь», «свобода».

Определение 1

Центральной проблематикой в онтологии выступает проблема отбор во всех возможных видах бытия субстрата конкретных видов бытия, связанного в философии с формированием категории «субстанция».

Историческое формирование представлений о субстанции

Проблема субстанции появляется в тот момент, когда за всем разнообразием явлений и вещей мысль человека пытается выявить устойчивое и неизменное единство, обнаружить вид бытия, служащий первопричиной возникновения всех остальных видов бытия, при этом не имея других причин существования кроме себя.

Проблема субстанции как важное место в философии

В истории философии первым определением субстанции находит свое понимание в процессе отождествления с субстратом, с тем началом, из которого состоят все вещи. Это такие праэлементы как воздух, огонь, вода.

Аристотель воспринимает субстанцию в качестве бесконечной материи. Он в первые рассматривает 3 основные аспекта категории субстанции. В природном порядке вещей есть субстрат. Он ведет к определению материи, которая лишена формы. Материя не только чувственно воспринимаемая, но и умопостигаемая. Она мыслится как материал, из которого может быть что-либо сделано.

Готовые работы на аналогичную тему

Аристотель вводит тезис, согласно которому субстрат по числу един, а по виду двойственен. Двойственность заключается в различии между действительностью и возможностью. Материя есть начало. Одно и то же сущее может быть как формой, так и материей. Начало существующего есть начало знания о нем. Оно есть, поскольку оно познаваемо, а познание возможно лишь потому, что вещь оформлена. Начало и есть форма, поскольку материя непознаваема. Материя без формы есть лишь возможность, которую нельзя представить и воспринять. Для возникновения вещи природы недостаточно. Что существует по природе, существует само по себе.

Помимо материи и формы есть лишенность. Оно есть не-сущее в собственном смысле слова. Она характеризует бытие природного мира и противоположно определению, которое есть логос о сущности вещи. Сущность есть явление природы. Определение будет касаться того, без чего мы не можем сказать, что оно есть. Однако сказать, что есть материя и форма, не значит сказать что-либо о ее сущности.

Аристотель объясняет, что многообразие определяется наличием лишенности, то есть присутствующим отсутствием. Согласно этому принципу, сущность есть отсутствие, что парадоксально. Лишенность как лишенность непознаваема. О ней можно сказать лишь как о совершенстве. Начала есть начала бытия природного сущего.

Таким образом, в природном порядке вещей существуют $4$ причины, а начал $3$:

  • материя,
  • форма,
  • лишенность.

Форма форм – чистая действительность. Материя – чистая возможность.

В идеалистических трактовках субстанции выделяют объективную идеалистическую трактовку понимания первоначала бытия. Так творящей субстанцией является абсолютная идея Гегеля По данной теме мы уже выполнили реферат Философия Гегеля. подробнее , мировой разум, мировая воля Шопенгауэра По данной теме мы уже выполнили реферат Философия Шопенгауэра подробнее , бессознательное Гартмана По данной теме мы уже выполнили реферат Фейербах подробнее .

Теистическая трактовка субстанции предлагала таким первоисточником начала и конца божественный абсолют.

Субъективный идеализм в лице Дж. Беркли По данной теме мы уже выполнили реферат Идеализм Беркли подробнее понимал субстанцию как активное начало бытия, интерпретируя его с индивидуалистической позиции.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Алексей Анатольевич Шарыпов

Эксперт по предмету «Философия»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис