Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Абсолютная относительная истина. Догматизм и релятивизм

Определение 1

Истина – это соответствие знания объективной действительности.

Понятие, атрибуты и формы истины

Проблема истины является одной из традиционных проблем философии и сформировалась еще в античный период. Осмысление истины происходило как в рамках гносеологии, так и онтологии, однако со временем онтологические концепции значительно отошли на второй план, закрепив за истиной статус атрибута человеческого познания. Вне знания не существует и истины.

Вместе с тем сами представления об истине развивались и неоднократно менялись на протяжении истории философии. Истина оказалась на удивление плюралистическим понятием, так как новые подходы скорее не вытесняли старые концепции, а дополняли их.

Так, классическое понимание истины было сформировано в античности Аристотелем, и предполагает, что истина есть соответствие человеческий знаний самой реальности. Несмотря на различные проблемы и ограничения данной концепции она остается актуальной и в настоящее время.

В идеалистической философии получила распространение априористическая концепция истины, согласно которой истинные знания, нормы и ценности уже находятся «внутри» человека в потенциальном состоянии и их необходимо лишь высвободить, сделать актуальными.

Развитие представлений о субъективности человеческого познания привело к возникновению конвенциональной модели, согласно которой истина определяется явным или негласным соглашением большинства, а вся аргументация выстраивается на принятых за аксиомы фактах. Прагматическая концепция в свою очередь называет критерием истины полезность и применимость получаемого знания, марксистская – проверяемость на практике.

В зависимости от особенностей концепции понятие истины наполняют различным содержанием и атрибутивными свойствами. К числу наиболее основных свойств можно отнести:

«Абсолютная относительная истина. Догматизм и релятивизм» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  • объективность-субъективность,
  • абсолютность-относительность,
  • динамичность и процессуальность.

Объективно-субъективный характер истины предполагает, что являясь атрибутом знаний об предметах и явлениях объективного мира, истина как базируется на свойствах этих объектов, не зависящих от человека, их воспринимающего и познающего, но в тоже время впадает в зависимость от уровня развития самих познавательных возможностей человека и человечества.

Замечание 1

Абсолютно-относительный характер истины выражается в том, что истинное знание является окончательным, полным и безусловным, однако реальное знание не обладает этими атрибутами, а потому является относительно истинным.

Диалектика противоречивого характера истины детерминирует ее динамизм, выраженный в постепенном развитии относительной истины в направлении все более и более ее абсолютного характера, который является теоретически недостижимым. По этой причине, из-за невозможности установления окончательного и полного знания обо всем, истина представляет собой не результат, а сам процесс познания, его уточнения и совершенствования.

В зависимости от объекта приложения истины можно выделить ее различные формы:

  • концептуальную, т.е. истину соответствия философским или религиозным догматам;
  • научную, т.е. истину соответствия актуальным научным теориям;
  • операциональную, т.е. истину о методах и формах познания;
  • экзистенциальную, т.е. истину субъективного, духовного плана, познаваемую через откровение;
  • предметную, т.е. истину чувственных представлений об объектах окружающего мира.

Проблема истины и догматизм

Догматизм предполагает абсолютизацию истины, т.е. принятие такой концепции, в которой истина будет обладать свойствами полноты, безусловности и конечности, она является единственно верной и единственно возможной.

Догматизм зародился еще в античной философии и получил большое распространение в средневековье, когда в качестве истины позиционировалось священное писание и религиозные проповеди, а источником всякого истинного знания объявлялся бог. В этот же период особенно ярко проявилась и отрицательная черта догматизма – стремление объявить сомнительным или попросту уничтожить всякое иное знание и мнение, которое не укладывается в провозглашенные догмы.

Догматизм получил свое распространение и в научной среде, так в восемнадцатом - девятнадцатом веках физика и механика Ньютона играли роль неопровержимых догматов, конечного и безусловного знания, на котором строилась вся картина мира. Длительное время любые факты, противоречащие этим догмам отвергались как спекуляции, и лишь в начале двадцатого века Эйнштейн смог окончательно сломить механистическую картину мира указав ограниченность применения ее законов.

Замечание 2

Аналогичным образом догматизм проявляется и в философии. Хрестоматийным примером выступает развитие марксистской философии в СССР, которая несмотря на декларируемый диалектический характер, была вынуждена приспосабливаться под догматические требования политического аппарата.

Проблема истины и релятивизм

Релятивизм представляет собой обратный полюс, абсолютизирующий относительность истины, т.е. ее ограниченный, конкретный, неполный характер, применимость истины лишь для отдельного субъекта, или в отдельной ситуации.

Релятивизм развивается в противовес догматизму, его крайние формы получили свое воплощение в субъективистском идеализме, согласно которому объективного мира не существует, а каждый человек наблюдает собственную уникальную картину реальности. В этом случае истина является совершенно релятивной, т.е. имеющей исключительно личностный характер.

Релятивизм также является составной частью агностицизма, одним из его течений. Относительность истины приводится агностиками в качестве аргумента в доказательство невозможности познания мира, поскольку полученное знание все равно является неполным, и не соответствует действительности.

Для современной науки характерен здоровый баланс догматизма и релятивизма, согласно которому с одной стороны любое знание имеет право на истинность, однако при этом признается ее относительный, ограниченный характер, относительно будущих возможностей познания, благодаря которым современная картина мира, являющаяся догматической сейчас, может оказаться достаточно релятивной в будущем.

Дата последнего обновления статьи: 16.08.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot