Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Конкуренция фирмы

Понятие фирмы как субъекта хозяйствования

В экономической теории рассматриваются закономерности работы систем различного уровня организации. На макроуровне изучаются мировые, международные, национальные хозяйственные структуру. Не менее важен микроуровень. Здесь рассматривается работа предприятий и деятельность отдельных домашних хозяйств. Фирмы и коммерческие организации представляют собой основу национальной экономической системы. Именно они являются связующим звеном между государством и населением. Они не только производят необходимые для общества блага, но также уплачивают большую часть налогов в пользу государственной казны, тем самым обеспечивая стабильность государственной системы.

Главным условием существования предприятия является независимость его хозяйственной деятельности. Целью функционирования фирмы выступает получение максимально возможного дохода в существующих условиях. Кроме того, для обеспечения выживаемость и стабильности функционирования предприятие должно производить продукт или услугу, которые будут востребованы обществом.

Все фирмы классифицируются по структуре, размерам, выполняемым функциям, назначению продукции, особенностям технологического процесса, форме собственности, специализации, источникам имущества, характеру используемого сырья и так далее.

Каждое предприятие обладает определенной спецификой деятельности, однако, в большинстве своем они выполняют схожие экономические функции, а именно:

  • стремятся к выпуску высококачественных благ;
  • рационально используют природные ресурсы;
  • составляют стратегические и тактические планы развития;
  • проводят технологическое обновление производства;
  • мотивируют сотрудников и оплачивают их труд;
  • обеспечивают конкурентоспособность;
  • придерживаются гибкой ценовой политики.
Замечание 1

Все эти функции имеют не только макроэкономический эффект все предприятий, но также оказывают положительное воздействие на социальную жизнь общества.

Сущность рыночной конкуренции и ее виды

«Конкуренция фирмы» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Большинство национальных экономических систем строятся на рыночных отношениях. Они предполагаются наличие взаимовыгодного обмена между субъектами. Сами экономические агенты действуют самостоятельно и обособленно друг от друга. Предприятия стремятся к максимизации доходов и улучшению условий нахождения на рынке. Потребители удовлетворяют собственные потребности, имея широкий экономический выбор. Еще одним условием рынка является ограниченная роль государства. Оно может воздействовать на экономику через ряд инструментов, однако, прямое вмешательство показало полную несостоятельность централизованной системы управления.

Свобода субъектов рыночных отношений создает условия для развития конкуренции. В экономической литературе конкурентная борьба представляет собой особое взаимодействие фирм, обеспечивающее им большую долю рынков сбыта, а значит, доходов. Конкуренция обычно классифицируется по масштабам распространения. Выделяют индивидуальную, отраслевую и межотраслевую, национальную, международную и общемировую. Так же принято разделять конкурентную борьбу на следующие категории:

  1. Совершенная или чистая конкуренция представляет собой идеальную модель рынка, где работает множество продавцов, не способных оказывать значимое влияние на результативность хозяйственной системы. Любой субъект может прийти на рынок и выйти из него. Информация о состоянии экономики, конкурентах и так далее доступна каждому игроку. Подобная модель не существует в реальном мире, а чаще всего используется для теоретических исследований.
  2. Монополия является рынком одного продавца. Он устанавливает объемы выпуска и сбыта, удерживает определенный уровень цен. Подобная система отношений возникает в сфере добычи ресурсов, либо социального обслуживания, что делает их особенно значимыми. Работа монополий часто регулируется государством, в целях обеспечения доступа к ресурсам всех слоев населения.
  3. Олигополия представляет собой рынок нескольких крупных продавцов. Обычно имеется лидер, за которым следуют остальные. Обычно олигополии возникают в высокотехнологичных отраслях народного хозяйства. Конкуренция не носит явного характера. Существует негласная договоренность об общем уровне цен, рынках сбыта и объемах продаж.
  4. Монополистическая конкуренция представлена множеством продавцов и покупателей. Каждый из производителей стремится к монополизации отдельных характеристик своего продукции, то есть создает ей имя. Такой вид конкуренции присущ рынку массового потребления.

Конкуренция фирмы

Одним из важнейших принципов долгосрочной деятельности компании на рынке является обеспечение ее конкурентоспособности на всех этапах существования. Обычно, данная характеристика вносится в стратегический план развития предприятия. Так как целью существования фирмы на рынке является получение максимального дохода, то обеспечение конкурентоспособности ее продукции становится одной из приоритетных задач. Однако, общее понятие конкурентоспособности предприятия является более широким. Она представляет собой совокупный показатель эффективности работы фирмы за определенный промежуток времени.

Обеспечение высокой способности предприятия конкурировать на рынке включает в себя весь перечень планирования и реализации хозяйственной деятельности. Сюда относят оперативное и тактическое управление, а также разработку и внедрение стратегических целей и задач.

Именно формирование конкурентоспособности продукции относится к оперативным целям, так как требует постоянного анализа и контроля, а также своевременного внесения изменений. Тактический уровень определяется работой над общим состоянием предприятия. Если говорить о стратегии фирмы, то здесь подразумевается увеличение инвестиционной привлекательности компании.

Замечание 2

На уровень конкурентоспособности компании оказывают воздействие контролируемые и неконтролируемые факторы внешней и внутренней среды. К первым относят любые изменения в государственной политике, законодательстве, таможенных пошлинах и тарифах, конъюнктуру рынка, обеспечение государственной поддержки и субсидий и так далее. Внутренняя среда фирмы определяется ее производственными процессами, качеством трудовых ресурсов, наличием капитала, инвестиционной привлекательностью, защищенностью коммерческих данных и другим.

Дата последнего обновления статьи: 29.08.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot