Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Определение цены и объема производства фирмы в краткосрочном периоде на рынке совершенной конкуренции

Сущность и условия существования рынка совершенной конкуренции

Определение 1

Совершенная конкуренция – это тип рынка, характеризующийся свободным ценообразованием, свободным доступом на рынок и невозможностью отдельных продавцов влиять на цены в силу реализации предложения однородной продукции.

На рынке совершенной конкуренции имеется большое количество продавцов предлагающих однородную продукцию. Деятельность производителей продукции не отличается вариативностью и исключительностью. Как правило, все используют одну и ту же технологию, которая является наиболее оптимальной и эффективной в конкретном направлении деятельности.

Цена продукции формируется под воздействием спроса и предложения. Отдельные продавцы не могут оперировать объемами и иными параметрами выпуска, использовать неценовые методы конкурентной борьбы.

Условиями возникновения рынка совершенной конкуренции являются:

  • наличие большого количества фирм, осуществляющих реализацию однородной продукции;
  • отсутствие приоритетного выбора продавцов потребителями – по сути, им безразлично у кого приобрести тот или иной товар;
  • малая доля каждой фирмы, функционирующей на рынке, в общем объеме рыночного предложения продукции конкретного вида;
  • невозможность использования продавцами методов неценовой конкуренции;
  • невозможность оказания продавцами воздействия на цену через оперирование объемами реализации;
  • вступление новых фирм в отрасль ничем не ограничено, имеются свободный доступ на рынок и выход из него для любого хозяйствующего субъекта;
  • отсутствие ограничений на получение информации о состоянии рынка, ценах, объемах реализации, качестве продукции, особенностях применяемых технологий и т.д.

Важно отметить, что в условиях рынка совершенной конкуренции предложение является эластичным. При этом, сам рынок является идеальной моделью рыночной экономики и в реальной жизни не встречается в чистом виде. В действительности цены формируются не только под воздействием параметров спроса и предложения, но и в условиях монопольной власти, а также вмешательства государства в ценообразование. Все продавцы не занимаются реализацией полностью однородной продукции. У товаров и услуг имеются определенные различия. Барьеры для входа на рынок существуют. На разных рынках они имеют различный характер.

«Определение цены и объема производства фирмы в краткосрочном периоде на рынке совершенной конкуренции» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тем не менее, некоторые рынки близки к рынку совершенной конкуренции, и ее модель используется в экономическом анализе. Совершенная конкуренция может быть реализована в отдельных сегментах рынка и в основном в краткосрочном периоде.

Оперирование объемами производства и ценами в условиях совершенной рыночной конкуренции

В условиях совершенной конкуренции каждая фирма производит незначительный объем продукта от общего производства отрасли. Это не позволяет фирмам захватить определенную долю рынка и диктовать на ней свои условия, формировать свое ценообразование. По сути, фирмы зависимы в своей ценовой политики от рыночных сил. Цены формируют спрос и предложение, и фирмы не имеют возможности повлиять на них иными методами.

В краткосрочном периоде и условиях совершенной конкурентной борьбы, график спроса представляет собой горизонтальную линию. Средний доход (AR) фирмы и ее предельный доход (MR) равны рыночной цене продукта, а графики среднего и предельного дохода совпадают с графиком спроса (DD). Общий доход (TR) растет по мере увеличения количества продаваемой продукции. в этой связи, фирма занимается оперированием объема производства, подбирая тот вариант из возможных, при котором предельный доход равен предельным издержкам, при условии, что цена превышает минимальное значение средних переменных издержек. Таким образом, происходит получение максимального результата: максимизация прибыли и минимизация производственных затрат.

Поведение фирмы фирмы в краткосрочном и долгосрочном периоде. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Поведение фирмы фирмы в краткосрочном и долгосрочном периоде. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Таким образом, формирование цен и определение объемов выпуска фирмы в условиях совершенной конкуренции можно охарактеризовать следующими чертами:

  1. Равенство кривой предложения восходящей части кривой предельных издержек фирмы, лежащей выше точки минимума средних переменных издержек.
  2. Успешное оперирование объемами выпуска обеспечивает фирме сохранение места на рынке. Иначе, в случае несения убытков, фирмы оказываются вынужденными покинуть отрасль. Если же, экономическая прибыль сохраняется длительный временной период, то на рынок будут внедряться новые фирмы.
  3. Установление рыночной цены на продукцию. Она формируется на уровне минимальных средних издержек типичной фирмы. Происходит получение всеми фирмами нулевой прибыли, что обусловит выбор такого объема дальнейшего производства, при котором выполняется условие: Р = АС = МС. Здесь, цена оказывается равна минимальным издержкам и предельным издержкам.
  4. Ориентация деятельности фирм на использование наиболее эффективных технологий. Это позволяет минимизировать издержки и снижать цены, что в итоге, обеспечит возможность установления более низкой цены, чем у конкурентов и приведет к росту объемов продаж.
  5. Равенство цены и предельных издержек указывает на то, что ресурсы распределены в соответствии с предпочтениями потребителей.
  6. Возможности продолжения деятельности фирмой, даже при отсутствии прибыли. Однако, здесь требуется установления цены на продукцию выше минимальных средних переменных издержек. Фирма должна будет ориентироваться на сокращение величины убытков, которые станут следствием установления низкой цены.
  7. Невозможность продолжения деятельности фирмой в условиях снижения цены до уровня ниже минимальных средних переменных издержек. Это приводит к торможению деятельности и уходу с рынка.

Поскольку, формирование цены и объема происходит на рынке совершенной конкуренции, то получение экономических прибылей или убытков фирмами означает их формирование для всех участников рынка. Все компании несут убытки в определенных обстоятельствах и, также, получают прибыль при конкретных условиях функционирования рынка. Это связано с однородностью продукции и единой ценовой политикой. Как правило, объемы производства и издержки оказываются равнозначными для всех участников рынка.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 03.08.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot