Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Поведение фирмы, домохозяйств, государства на рынке совершенной конкуренции

Все предметы / Экономическая теория / Поведение фирмы, домохозяйств, государства на рынке совершенной конкуренции
Определение 1

Рынок совершенной конкуренции – это разновидность рынка, которая характеризуется отсутствием возможности у отдельных продавцов и покупателей оказывать влияние на уровень рыночных цен, при этом они устанавливают их совместными усилиями, выраженными через рыночный спрос и рыночное предложение.

Поведение фирмы на рынке совершенной конкуренции

Характерной чертой рынка совершенной конкуренции является функционирование на нем большого числа малых по размеру фирм. Они занимаются производством однородной продукции (например, зерновых на сельскохозяйственном рынке). Вход на рынок и выход с него для фирм является полностью свободным и практически необременительным. Фирмы, а также их клиенты полностью проинформированы о текущей рыночной ситуации. Это все приводит к тому, что рыночные цены не могут быть изменены по волевому усмотрению участников рынка (т.е. отдельных фирм).

Перечисленные особенности рынка совершенной конкуренции обуславливает поведение фирм в качестве ценополучателей (price-taker), т. е. спрос на продукцию при любом объеме производства будет соответствовать одной и той же цене за единицу продукции. Повышение цены полностью лишит фирмы клиентов; снижение цены, наоборот, привлечет всех существующих клиентов. Однако, во-первых, производственных мощностей одной фирмы вряд ли хватит для удовлетворения всего спроса, а во-вторых, на рынке совершенной конкуренции у фирм нет запаса для снижения цены – в этом случае им придется работать в убыток.

Общая выручка фирмы изменяется пропорционально изменению выпуска продукции. Существует постоянное равенство между равновесной ценой, средней выручкой фирмы и предельной выручкой фирмы.

Фирмы в условиях совершенной конкуренции максимизируют свою прибыль одним из следующих способов:

  • сравнение общей выручки (TR) и совокупных (валовых) издержек (ТС) и приведение их к максимальной разнице между ними в пользу выручки;
  • сравнение предельной выручки (MR) и предельных издержек (MC) и приведение их к равенству.

Готовые работы на аналогичную тему

Фирмам зачастую приходится в краткосрочном периоде функционировать в убыток. Для того, чтобы понять, стоит ли продолжить предпринимательскую деятельность или лучше прекратить ее, нужно сопоставлять цену и средние переменные издержки фирмы. В случае превышения издержек фирме целесообразно закрыться и оплатить сформировавшиеся убытки. В обратном случае ей можно продолжить работать.

Поведение домохозяйств на рынке совершенной конкуренции

Основой для поведения домохозяйств на рынке совершенной конкуренции является теория спроса, которая базируется на порядке превращения потребительских потребностей в определенную величину спроса на рассматриваемом нами рынке. Поведение домохозяйств представляет собой процесс формирования на рынке спроса домохозяйств, осуществляющих выбор благ с учетом существующих цен.

Домохозяйства при выборе благ могут учитывать следующие аспекты:

  • потребительские предпочтения / потребности / вкусы / привычки / традиции, в основе которых традиционно лежит признание преимуществ одних благ перед другими;
  • ограниченные доходы домохозяйств и их возможности по приобретению иных активов в условиях практической неограниченности потребительских потребностей – необходимо остановить свой выбор лишь на нескольких из всех предлагаемых благах;
  • цены, установленные рынком на те блага, которые домохозяйство собирается приобрести.

На рынке совершенной конкуренции особое значение при выборе благ отводится уровням их полезности. Этим понятием обозначают удовлетворение, которое испытывает человек в процессе потребления блага. Общая полезность всего потребительского набора формирует совокупную полезность. Величина дополнительной полезности одной единицы дополнительно потребляемого блага называется предельной полезностью.

В современной экономике действует закон убывающей предельной полезности. Он говорит о том, что с увеличением количества потребляемого блага предельная полезность блага уменьшается. Это правило является одним из главных факторов поведения домохозяйств на рынке совершенной конкуренции.

Поведение государства на рынке совершенной конкуренции

Рыночные принципы хозяйствования утверждают, что государству следует отказываться от любого вмешательства в действие экономического механизма. Особенно это касается рынка совершенной конкуренции, поскольку отношения между его участниками регулируются объективными экономическими закономерностями.

Однако присущие рыночной системе экономических отношений «провалы» вынуждают государство заниматься регулированием процессов, которые имеют место в экономической жизни общества. В том числе это касается рынков совершенной конкуренции. Например, нередким явлением является установление государством на рынке сельскохозяйственной продукции предельных цен на нее. Таким образом:

  • С одной стороны, возможно установление минимальной цены. Это является вынужденным шагом в ответ на требования профсоюзов по зарплатам и невозможность их удовлетворения при равновесной цене.
  • С другой стороны, возможно установление максимальной цены. Тогда государство ограничивает рост цен на товары первой необходимости, обеспечивая доступ к ним массовым и социально незащищенным группам населения.

Стоит отметить, что чаще всего и в первой ситуации, и во второй, государству приходится нести дополнительные расходы. При минимальной цене ему приходится закупать часть продукции сельскохозяйственных производителей или субсидировать покупки домохозяйств, чтобы фирмы не обанкротились. При максимальной цене государство напрямую выделяет сельхозпроизводителям субсидии или предоставляет им налоговые льготы.

Кроме того, не стоит забывать, что государство может принимать участие в функционировании рынка совершенной конкуренции и как фирма (в форме унитарного предприятия), и как домохозяйство (через механизм государственных закупок).

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Экономическая теория»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис