Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Совершенная конкуренция: понятие и поведение фирмы

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Экономика предприятия / Совершенная конкуренция: понятие и поведение фирмы
Содержание статьи

Особенности совершенной конкуренции

Определение 1

Совершенная конкуренция – это такое состояние рынка, при котором ни один его участник не имеет возможности оказывать существенное влияние на его функционирование.

Продавцам и покупателям приходится подстраиваться к заданным условиям рынка. Для того, чтобы совершенная конкуренция существовала, необходимо соблюдение следующих условий:

  • наличие огромного числа продавцов и покупателей,
  • реализуемая продукция должна быть делимой и однородной,
  • барьеры входа и выхода на рынок должны быть низкие,
  • факторы производства должны быть мобильны и доступны для всех участников.
  • каждый участник рынка должен иметь полноценный доступ к рыночной информации.

Если хотя бы один из вышеперечисленных параметров отсутствует, то говорят о несовершенной конкуренции. В реальных системах хозяйствования совершенная конкуренция практически не встречается. Это идеальная модель рынка, на которую ориентируются при принятии управленческих и политических решений. Наиболее приближенным к совершенной конкуренции является биржевой рынок.

В некоторых случаях участники рынка могут использовать недобросовестные методы конкуренции, чтобы монополизировать свое присутствие на рынке. Обычно такое поведение регулируется соответствующими законодательными актами.

Отличительной особенностью совершенной конкуренции является тот факт, что ни один из участников рыночных отношений не имеет возможности оказывать существенного влияния на функционирование рынка. При этом совокупность продавцов и покупателей оказывает существенное влияние на равновесие между предложением и спросом вследствие которого устанавливается равновесная цена. Равновесная цена устраивает и продавцов, и покупателей. Первые получают доход, способный покрыть их расходы и сформировать прибыль. Вторые получают максимальную пользу при оптимальной цене.

Готовые работы на аналогичную тему

Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции

Поведение предприятие в условиях совершенной конкуренции анализируется для краткосрочного периода, где большая часть параметров принимается за статические, а также в долгосрочном периоде, где показатели изменяются динамически.

В краткосрочном периоде компания не может изменить свою мощность, но у нее появляется возможность изменить интенсивность использования доступных для нее ресурсов.

Допускается, что в коротком периоде величина капитала остается неизменной, поэтому доход от деятельности продолжает расти. Поэтому действующая на рынке совершенной конкуренции компания может придерживаться двух направлений деятельности:

  1. Наращивание прибыли.
  2. Сокращение убытков.

В краткосрочном периоде допускается, что товар реализуется по текущим ценам, а размер расходов зависит от объема выпуска. Тогда фирме остается только выбрать оптимальный объем выпуска, который позволит покрыть расходы и увеличить доход. На размер прибыли будут влиять следующие факторы:

  1. Целесообразность производственной деятельности.
  2. Границы производства.
  3. Объем планируемой прибыли.

Однако, в рамках совершенной конкуренции фирме необходимо учитывать ряд особенностей. Прежде всего, отсутствие производства ведет к убыткам. Продолжение производства считается целесообразным только если размер убытков будет ниже суммы издержек. Идеальным вариантом считается тот, при котором издержки минимальны, а доходы максимальны.

Компания может выбирать практически любой вид деятельности, потому что вход и выход на рынок низкие. Однако, отсутствие барьеров ведет к тому, что конкуренция за ресурсы повышается. Если производители будут нести убытки, то они будут сокращать объемы потребляемых ресурсов и производства. Проблема заключается в том, что в каждой отрасли свои особенности работы. Совершенная конкуренция ведет к тому, что количество фирм начинает расти. Привлекательные отрасли создают условия для увеличения числа фирм. Те компании, которые уже существовали могут расширяться и наращивать свое присутствие, что дает им определенные преимущества. Высокая конкуренция может стать причиной ухода из отрасли или принятия решения о закрытии производства.

Совершенная конкуренция в экономике

Это идеальная модель хозяйствования, которая редко встречается в реальной жизни. Она выступает отправной точкой для оценки полученных результатов любой другой структуры хозяйствования.

Совершенная конкуренция предполагает, что ни у одной фирмы нет реальной рыночной власти. Цена, объем выпуска и объем потребления устанавливаются на рынке под влиянием работы рыночного механизма. Стоит отметить, что в заданных условиях отсутствуют потери чистых издержек. В таких условиях каждый субъект достигает максимально выгодного положения. Рыночное равновесие считается Парето эффективным.

Государственная власть ориентируется на параметры рыночной структуры с совершенной конкуренцией. Оно ведет борьбу с монополизмом с помощью антимонопольного законодательства. Так же государству выгодно поддерживать справедливую конкурентную борьбу. Оно влияет на снижение барьеров для выхода на рынок с целью стимулирования хозяйственной деятельности и справедливой конкурентной среды.

Стоит понимать, что в реальных условиях все бонусы совершенной конкуренции отсутствуют. Факторы не являются мобильными. Капитал не переходит из одной отрасли в другую быстро и без потерь. Товар не является однородным, поэтому спрос на него не может быть равномерным.

Покупатели не обладают полной информацией о рынке, так как это невозможно даже при полном доступе к ней. В первую очередь это связано с временными издержками на поиск нужной информации.

Замечание 1

Таким образом, рынок совершенной конкуренции является неким идеалом, на который ориентируются политики при принятии решений в сфере экономического регулирования. Считается, что такой подход более эффективен и способен принести существенные результаты в заданных условиях неопределенности.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Юлия Лайши

Эксперт по предмету «Экономика предприятия» , преподавательский стаж — 5 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис