Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие и типы рыночных структур

Все предметы / Экономика / Понятие и типы рыночных структур
Определение 1

Рыночная структура – это сочетание характерных признаков организации рынка в определенной отрасли экономики.

Сущность понятия «рыночная структура»

Современная экономика представляет собой систему рыночных отношений между хозяйствующими субъектами. Они (отношения и субъекты) взаимосвязаны друг с другом определенным образом, который принято называть рыночной структурой.

Рыночная структура предопределяет особенности ценообразования, взаимодействия производителей и потребителей, продавцов и покупателей и т.п. Наиболее распространенные комбинации этих особенностей образуют несколько типов рыночных структур. Охарактеризовать структуру конкретного рынка и причислить ее к определенному типу можно посредством перечисления следующих признаков:

  • количество действующих в отрасли продавцов (предприятий, предпринимателей);
  • размеры предприятий и масштабы их хозяйственной деятельности;
  • количество присутствующих в отрасли покупателей;
  • вид продукта, вокруг которого образовался рынок;
  • барьеры для входа в отрасль новых продавцов и покупателей;
  • доступность рыночной информации (т.е. сведений об уровне цен, величине спроса и т.д.);
  • возможность отдельного предприятия оказать существенное влияние на рыночную цену.

Зачастую именно последним признаком (влиянием фирм на рыночную цену) определяется уровень конкуренции на рынке, т.е. уровень соперничества хозяйствующих субъектов, которое заставляет их повышать качество и снижать стоимость производимой продукции – в этом состоит залог экономического развития общества.

В этой связи типология рыночных структур предполагает их выделение по такому признаку как уровень конкуренции. В настоящее время в экономической науке выделяют следующие типы рыночных структур:

  • совершенная (чистая, свободная) конкуренция;
  • монополистическая конкуренция;
  • олигополия;
  • чистая (абсолютная) монополия.

Готовые работы на аналогичную тему

Характеристика совершенной и монополистической конкуренции

Рыночная структура по типу совершенной (чистой) конкуренции является идеальной моделью организации рынка. Однако на практике совершенная конкуренция встречается крайне редко. В настоящее время к рынкам совершенной конкуренции относят разве что рынки сельскохозяйственной продукции, фондовые биржи и международный валютный рынок, на которых продаются и покупаются достаточно однородные товары (зерно, акции, облигации, валюта).

Для рынка состояние совершенной конкуренции означает, что в отрасли действует большое число небольших по размеру фирм-продавцов, которым, в свою очередь, противостоит большое число покупателей. В этих условиях контроль над ценой, как и барьеры для входа в отрасль, отсутствует, доступ к рыночной информации не является ограниченным. Поэтому предприятия в конкурентной борьбе могут применять только методы неценовой конкуренции (т.е. изменение качества товара, дизайна, сервиса, реклама и т.д.).

Самым распространенным типом рыночной структуры является монополистическая конкуренция, которая свойственна реально существующим рынкам. Она больше всего приближена к типу совершенной конкуренции, но не является им, поскольку представляет собой рынок, на котором многочисленные продавцы продают схожие товары, причем стремятся придать им реальные или мнимые уникальные качества, т..е. продукт каждой фирмы в чем-то специфичен, однако потребитель может запросто найти ему товар-заменитель и переключить свой спрос на него. Например, у населения есть выбор – приобрести кроссовки фирм Adidas, Puma, Nike или любого другого производителя. При этом, в принципе, кроссовки – однородный продукт, однако выглядеть они все будут по-разному.

Сейчас принято мнение, что именно монополистическая конкуренция, при которой сохраняются минимальная возможность фирм контролировать рыночную цену и легкие условия вступления на рынок новых игроков, помогает покупателю наиболее полно удовлетворить потребности, активизирует торговлю и производство.

Характеристика олигополии и чистой монополии

Олигополия представляет собой тип рыночной структуры, при которой множеству покупателей противостоит несколько крупных фирм. Малое количество производителей-продавцов (как правило, от трех до десяти) является отличительной чертой олигополии. Данный тип рыночной структуры в наше время свойственен рынкам автомобилей, бытовой техники, сотовой связи, металлов.

Фирмы, действующие на олигополистическом рынке, взаимосвязаны друг с другом – поведение одной фирмы-олигополиста оказывает воздействие на других участников рынка. Поэтому продавцы при принятии и реализации решений должны учитывать эту зависимость. Например, при снижении цены одним из конкурентов, другие вынуждены предпринимать такую же меру, поскольку иначе они потеряют большую часть покупателей и прибыли. Отсюда, кстати, можно сделать вывод, что более эффективными в условиях олигополии оказываются методы неценовой конкуренции.

Рынком чистой монополии называют рынок, на котором весь объем выставленной продукции реализуется одной фирмой. Эта фирма является единственным производителем и продавцом определенной продукции, которая не имеет на рынке аналогов. Монополист характеризуется крупными размерами производства, доминированием в отрасли (отсутствием конкурентов), наличием контроля над рыночной ценой, получением сверхприбыли.

Стоит учитывать, что монополия может быть естественной или искусственной. Естественная монополия означает, что ее существование оправдано действием рыночных сил, когда эффективное производство может организовать только один хозяйствующий субъект (например, в отраслях водоснабжения, железнодорожных перевозок).

Искусственная монополия создастся фирмами в результате применения нечестных методов конкурентной борьбы ради получения сверхприбыли. Чтобы предотвратить это, государство принимает антимонопольное законодательство и контролирует соблюдение его норм.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Наталья Валерьевна Ворошилова

Эксперт по предмету «Экономика»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис