Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Рыночные структуры

Сущность рыночных структур

Внутри рынка, как утверждают многие специалисты в области экономики и хозяйства, действует множество рыночных структур различного типа и направленности. Однако, есть ряд признаков, которые помогают упорядочить рыночные структуры, исходя из наличия у всех них общих параметров.

Рыночная структура позволяет определить и отразить все аспекты деятельность рыночной отрасли, например, определить, какое место занимает отрасль на рынке, сколько покупателей в этой отрасли, какое количество производителей действует, какую продукцию и какого качества производят, какова конкурентная обстановка и т.д.

Определение 1

Рыночные структуры – это совокупность качеств и признаков, которые характеризуют поведение предприятий на рынке.

Основными субъектами рынка и рыночных структур считаются производитель товара или услуги и потребитель этого товара или услуги. Без этих двух субъектов рынок теряет смысл. Между потребителем и производителем реализуется обмен. Обмен невозможен без объекта рынка.

Объектом рынка и рыночных структур признаются все товарные и денежные отношения внутри рынка, а точнее сами деньги и товар. Товар на рынке может быть любым: земля, производимая продукция предприятиями, различного рода услуги и т.д.

Рыночные структуры отличаются между собой, прежде всего, отраслями функционирования на рынке, а также потребителями внутри структуры, количеством фирм, которые работают и реализовывают свою продукцию внутри структуры, наличием конкурентом и их количеством, условиями для входа в отрасль (рыночную структуру), видами производимой продукции и т.д.

Рыночные структуры развиваются параллельно с рынком, отличаются они тем, что внутри каждой из них господствует свой тип и модель конкуренции. Надо отметить, что в рыночных отношениях не может быть монополии или не такое яркое ее проявление. Ввиду этого государство России издали законы о пресечении возникновения монополистических структур, которые затрудняют развитие рыночных структур.

«Рыночные структуры» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Развитие рыночных структур невозможно при монополистическом строе. Но, так или иначе, они образуются и мешают развиваться рынку и экономическим отношениям внутри него.

Значение конкуренции внутри рыночных структур

Все типы рыночных структур, так или иначе, построены на конкуренции внутри них, либо это совершенная конкуренция, либо это монополистическая конкуренция и т.п. Преимущественно это связано с тем, что рынок в последнее время в нашей стране и за рубежом основан на конкуренции и ее видах, поэтому и все взаимоотношения внутри него строятся именно на конкуренции.

Рыночные структуры и конкуренция – это два взаимосвязанных и неразрывных понятия.

Выделяют несколько типов конкуренции в рыночных структурах:

  • Конкуренция между фирмами – это самый сложный часто встречающийся тип конкуренции на рынке. Межфирменная конкуренция происходит всегда и будет происходить еще долгое время. Конкуренция происходит по следующим направлениям: ценовая политика, ассортимент товара и услуг, потребительские свойства товара и их улучшение, упаковка товара, политика качества и т.д. Все это необходимо для того чтобы завоевать внимание потребителей и расположение, с целью увеличения продаж и дохода компании;
  • Видовая конкуренция в рыночных структурах. Данный тип конкуренции, призван максимально повысить спрос на товар, за счет улучшения потребительской привлекательности предлагаемого товара на рынке;
  • Рыночная структура с функциональной конкуренцией. Данный тип конкуренции сводится к тому, что одну и туже потребность клиента можно удовлетворить, прибегнув к разным товарам на рынке.

Невозможно существование рыночных структур без конкуренции внутри них, а вот вид и тип конкуренции в рыночных структурах различный.

Смысл конкуренции на рынке и на рыночных структурах – это достижения максимальных благ для клиента, а именно:

  • Стратегическое развитие товарных ниш;
  • Широкий ассортимент товара;
  • Улучшение показателей качества выпускаемого товара на рынок;
  • улучшение сервиса;
  • повышение качества ценообразования;
  • максимизация полезности товара и т.д.

Качественные признаки рыночных структур

Говоря о рыночных структурах обязательно необходимо отметить те качественные признаки, которые и характеризуют ту или иную структуру рынка:

  1. Количество предприятий, работающих в структуре;
  2. Тип структуры: монополия, конкуренция, олигополия и т.д.;
  3. Тип товаров в данной структуре;
  4. Возможности входа и выхода из структуры (свободный или закрытый);
  5. Ассортимент товара в данной структуре и т.д.

Способы измерения рыночных структур

Роль и значение рыночных структур высоко на современном этапе развития экономики, так как они сочетают в себе все возможные типы и модели экономических структур в реальной жизни и на реальных рынках. Реальные структуры разнообразны, и в них нет четкого преобладания одной или другой формы рыночных структур, так как в жизни они не идеальны и могут сочетать в одной структуре даже несколько видов структур.

Изучением, анализом и оценкой рыночных структур является экономическая теория. Экономическая теория на практике и в теории изучает рыночные структуры, пытается обосновать многообразные формы и типы реальных структур, оценить их с точки зрения экономической эффективности и т.п.

Замечание 1

Показатели рыночных структур позволяют определить власть конкретной компании действующей на рынке в данный момент времени, ее влияние на рыночную обстановку или, наоборот, влияние рынка на деятельность фирмы или даже нескольких фирм.

Для этого в экономической теории используют прямые и косвенные показатели измерения власти, с помощью них можно технически рассчитать какая доля рынка приходится на компанию.

Таким образом, рыночные структуры внутри действующего рынка играют большое значение для дальнейшего развития рыночных отношений. Возможно, со временем, ученые экономисты смогут выделить еще несколько типов рыночных структур и определить их форму и характер отношений.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 22.11.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot