Анализ качества продукции и его значение
Под качеством продукции понимается совокупность свойств товаров, которые способны удовлетворять конкретные потребности согласно их назначению. Количественная характеристика свойств товаров, которые составляют их качество, называется показателем качества товаров.
При анализе качества продукции нужно решить такие задачи:
- Оценить технический уровень товаров;
- Выявить отклонения данного уровня по конкретным изделиям в сравнении с базовым и теоретически возможным уровнем;
- Проанализировать структуру выпуска товаров по параметрам, которые характеризуют качество их производства и реализации;
- Выявить факторы, которые сдерживают повышение технического уровня товаров;
- Обосновать возможности повышения качества товаров, снижения потерь и брака;
- Оценить степень выполнения плана, динамики производства, динамики реализации товаров;
- Определить влияние факторов на объемы производства и реализации;
- Выявить внутрихозяйственные резервы увеличения производства и реализации;
- Разработать мероприятия по освоению найденных резервов.
Анализ показателей качества товаров проводится с помощью сравнения фактических значений со значениями в предыдущем отчетном году, плановыми значениями, аналогичными показателями других схожих предприятий.
Показатели качества продукции могут быть обобщающими, индивидуальными и косвенными.
Обобщающие показатели описывают качество всех произведенных товаров независимо от их вида и направленности:
- Удельный вес новых товаров в общем выпуске;
- Удельный вес аттестованных и неаттестованных товаров;
- Удельный вес товаров высшей категории;
- Удельный вес товаров, соответствующих мировым стандартам;
- Удельный вес экспортируемых товаров.
Индивидуальные показатели качества товаров отражают одно из их свойств:
- Полезность;
- Надежность;
- Технологичность, которая показывает эффективность технологических и конструкторских решений;
- Эстетичность товаров.
Косвенными показателями являются штрафы за некачественные товары, объемы и удельный вес забракованных товаров, общий объем потерь от брака и т.д.
Главной задачей анализа продукции является изучение динамики перечисленных показателей, выполнения плана по их фактическому уровню, причин их изменения, а также оценка выполнения плана по качеству продукции. Данные, используемые в анализе качества продукции, охватывают все стороны исследуемого объекта. Источниками данных могут служить патенты, нормативно-технические документы, акты испытаний, журналы, графики бездефектной сдачи товаров, данные лабораторного контроля и др.
Виды качества продукции
Качество продукции может быть следующих видов:
- Высоким – продукция превосходит по всем своим характеристикам аналогичные товары, стоимость которых высока;
- Конкурентоспособным – продукция соответствует качественным характеристикам аналогичных товаров, стоимость средняя;
- Низким – продукция уступает по качественным характеристикам аналогам, стоимость низкая;
- Неконкурентоспособных – качество товаров устарело, не выдерживает действующих стандартов, такой товар необходимо снимать с производства.
Чтобы дать обобщенную оценку выполнения плана по качеству товаров, применяются различные методы, например, балльный. Сущность данного метода состоит в том, что вычисляется средневзвешенный балл качества товара и, сравнивая фактический и плановый его уровень, рассчитывается процент выполнения плана по качеству.
Для товаров, качество которых определяется сортом, вычисляется доля товаров каждого сорта в объеме производства, а также коэффициент сортности и средневзвешенная стоимость изделия в сопоставимых ценах.
Расчет среднего коэффициента сортности осуществляется двумя путями:
- Отношение объема товаров первого сорта к общему объему;
- Отношение стоимости товаров всех сортов к вероятной стоимости товара по цене первого сорта.
Степень влияния изменения качества товаров на стоимостные показатели деятельности предприятия рассчитывается так:
ВР = К • (Ц1 – Ц0)
ПР = К • (Ц1 – Ц0) – К • (С1 – С0)
Где К – объем реализации товаров повышенного качества, Ц0 и Ц1 – стоимость продукции до и после изменения качества соответственно, С0 и С1 – себестоимость единицы товара до и после повышения качества.
Достичь экономического эффекта от повышения качества товаров можно путем установления более высокой их стоимости.
Реализация товаров повышенного качества предполагает увеличение их себестоимости за счет использования более качественных и дорогих материалов, закупки современного оборудования, установления высокой заработной платы за производство товаров повышенного качества. Именно поэтому высокие цены на товары повышенного качества в большинстве случаев бывают обоснованными.
Управление качеством выпускаемой продукции
Управление качеством выпускаемой продукции – это постоянный, целеустремленный и планомерный процесс влияния на всех уровнях на условия и факторы, которые обеспечивают создание качественные товаров и полноценное их использование.
Система управления качеством товаров – это совокупность органов управления и управленческих объектов, методов и средств, мероприятий, которые направлены на установление и поддержание необходимого высокого качества товаров.
Функции, выполняемые системой управления качеством товаров:
- Стратегическое, тактическое и оперативное управление;
- Принятие решений, обеспечение управляющий воздействий, выполнение анализа и учета, информационно-контрольная функция;
- Общие и специализированные функции для всех стадий производственного цикла;
- Управленческие функции по экономическим, производственным, социальным и научно-техническим условиям и факторам.