Задачи анализа объема производства и реализации товаров
Анализ работы любого предприятия начинается с исследования показателей объема выпуска продукции и ее качества.
Основными объектами анализа являются:
- Объемы производства и реализации товаров по ассортименту в целом;
- Качество продукции;
- Структура продукции;
- Ритмичность производства и сбыта товаров.
Ключевыми задачами проведения анализа изготовления и сбыта продукции являются:
- Определение степени соответствия текущих показателей плановым, оценка динамики производства/реализации товаров;
- Оценка степени влияния различных факторов на величину данных показателей;
- Определение внутрихозяйственных резервов повышения выпуска и реализации товаров;
- Разработка мероприятий, направленных на освоение выявленных резервов.
Показателями объема производства являются товарная, валовая и реализованная продукция.
К валовой продукции относится стоимость всех произведенных товаров и выполненных работ, а также незавершенное производство.
Товарная продукция по большинству элементов совпадает с валовой, однако, в состав товарной продукции не включается изменение остатка незавершенного производства, полуфабрикатов и инструментов собственного производства, стоимость переработанного сырья заказчиков. Таким образом, товарная продукция – это готовые изделия, полуфабрикаты и выполненные работы промышленного характера.
Реализованная продукция – это стоимость отгруженных и оплаченных товаров покупателем.
Объем производства продукции анализируется по стоимостным и натуральным показателям. Сравнивая темпы роста стоимостных показателей и натуральных, можно определить факторы, которые влияют на исследуемые показатели. Возможны такие варианты:
- Темп роста стоимостных показателей выше темпа роста натуральных, что говорит о изменении объема продукции из-за роста цен;
- Темп роста натуральных выше темпа роста стоимостных показателей, что свидетельствует о изменении объема товаров из-за роста физических объемов.
Виды анализа
На сегодняшний день существуют три вида анализа объемов производства продукции и ее качества:
- Оперативный анализ;
- Ретроспективный анализ;
- Перспективный анализ.
Оперативный анализ направлен на исследование возникающих ситуаций экономического характера при подготовке управленческих решений:
- Выявление величины отклонения фактических показателей от запланированных;
- Определение внутренних причин и внешних, которые вызвали данное отклонение;
- Оценка сложившейся ситуации со стороны выполнения договоров и обязательств;
- Подготовка вариантов управленческих решений по результатам анализа.
Проведение оперативного анализа основано на данных бухгалтерского и управленческого учета. Данный вид анализа ориентирован на выполнение суточных, сменных, месячных и других заданий по изготовлению продукции, и проводится для быстрого реагирования управленческого звена предприятия на отклонение текущих экономических процессов от плановых.
Источником информации для ретроспективного анализа служит статистическая отчетность, данные управленческого и бухгалтерского учета. Данный вид анализа используется при подведении итогов исполнения бизнес-плана за квартал и год.
Содержание управленческого анализа составляет прогнозный анализ объемов производства и качества товаров, который применяется для оценки альтернативных решений управления и выборе наилучшего из них.
Анализ качества продукции
Под качеством продукции понимается вся совокупность свойств данного товара, которая обуславливает степень его пригодности, способность удовлетворить покупательские предпочтения согласно его назначению. Количественные характеристики какого-либо свойства продукции, составляющие ее качество, называются показателями качества товаров.
Показатели качества могут быть обобщающими, индивидуальными и косвенными. Обобщающими показателями являются:
- Качественный и удельный вес товаров в общем объеме выпуска;
- Удельный вес товаров, соответствующих мировым стандартам качества;
- Удельный вес экспортируемых товаров;
- Удельный вес аттестованных товаров.
Индивидуальные показатели отражают полезность, надежность и технологичность товаров.
К косвенным показателям относятся штрафы за некачественные товары, объемы и удельный вес забракованных товаров, потери от брака и др.
При анализе проводится исследование динамики данных показателей, выполнения плана по уровню, причин их изменений. Качество продукции – это такой параметр, который оказывает влияние на стоимостные показатели деятельности предприятия: выпуск продукции, прибыль и выручка от реализации.
Ка было отмечено, к косвенным показателям качества товаров относится брак. Он может быть исправимым и неисправимым, внутренним, который был выявлен еще на предприятии, и внешним, выявленным в процессе эксплуатации потребителем. Выпуск бракованных товаров обуславливает рост их себестоимости и как следствие снижение объемов товарной продукции, снижение прибыли, рентабельности.
Для товаров, качество которых определяется сортом, могут быть рассчитаны такие показатели:
- Доля товаров каждого сорта в общем объеме выпуска;
- Средние коэффициенты сортности:
- Количество товаров высшего сорта к общему объему;
- Стоимость товаров всех сортов к вероятной стоимости по цене высших сортов;
- Средневзвешенная стоимость изделия в сопоставимых ценах.
При анализе исследуется динамика брака по абсолютному количеству и по удельному весу в общей сумме выпущенных товаров, определяются убытки от брака и объем потери продукции, затем исследуются причины понижения качества товаров и допущенного брака по местам его появления, центрам ответственности, ведется разработка мероприятий по их скорейшему устранению.
Можно выделить следующие основные причины снижения качества товаров:
- Низкое качество сырья;
- Плохая организация производства;
- Низкий уровень технологий;
- Низкая квалификация рабочих;
- Низкий технический уровень оборудования;
- Аритмичность производственных процессов.