Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Анализ качества и конкурентоспособности продукции

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Экономика предприятия / Анализ качества и конкурентоспособности продукции
Содержание статьи
Определение 1

Анализ качества и конкурентоспособности продукции – это подробное изучение способностей продукции удовлетворять потребности потребителя и превышать по оптимальности этого критерия выставленную на рынке аналогичную продукцию.

В хозяйственной деятельности предприятий важную роль играет анализ качества и конкурентоспособности той продукции, которую оно производит и реализует. В процессе проведения данной аналитической работы:

  • оценивают уровни качества и конкурентоспособности продукции;
  • устанавливают причины их изменения по сравнению с предшествующими периодами;
  • определяют степень влияния этих изменений на объем производства и финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятия.

Описание основных этапов анализа качества продукции предприятия

При проведении анализа качества продукции стремятся придерживаться определенной последовательности этапов.

Первый этап анализа заключается в идентификации произошедших изменений показателей качества продукции. Это осуществляется посредством сопоставления показателей за отчетный период с плановыми показателями (оценивается степень выполнения плана) и с показателями предыдущего периода (оценивается динамика качества продукции).

Показатели качества продукции бывают трех видов:

  • обобщающие показатели – это характеристики продукции вне зависимости от наличия или отсутствия у них идентифицирующих признаков (например, удельный вес продукции высшей категории качества, новой продукции, сертифицированной продукции и т.п.);
  • индивидуальные показатели – это характеристики конкретных свойств продукции (например, свойств надежности, полезности, технологичности, эстетичности);
  • косвенные показатели – это характеристики брака продукции (например, удельный вес забракованной продукции, сумма штрафов за некачественную продукцию и т.п.).

Готовые работы на аналогичную тему

Второй этап анализа качества продукции представлен расчетными операциями – вычисляют для определенного периода времени (как правило, 3 года) средний коэффициент качества, абсолютный прирост или снижение, базисные и цепные темпы роста, прироста, а также средний коэффициент сортности, т.е. результат деления выручки на потенциальную стоимость продукции по цене высшего качества.

Рассчитанные показатели позволяют обобщить результаты анализа и выявить причины изменений. В частности, качество продукции может быть снижено из-за действия таких причин, как низкое качество исходного сырья, неравномерность производства продукции, низкий технический уровень основных средств, недостаточная квалификация рабочих и т.д.

Третий этап представляет собой определение степени влияния качества продукции на итоговые результаты деятельности, например, на объем производства, на размер выручки от реализации продукции, на величины себестоимости и прибыли. В данном случае используют давно известную логическую цепочку, согласно которой эффективность производства определяется отношением произведения объема продукции на ее качество к затратам на ее производство. Следовательно, рост качества продукции теоретически может покрыть собой уменьшение объема производства или увеличение производственных затрат.

Основные сведения об анализе конкурентоспособности продукции

Проведение анализа конкурентоспособности продукции считается более сложной задачей, чем проведение анализа качества продукции. Это связано с тем, что категория конкурентоспособности продукции представляет собой совокупность нескольких неоднородных параметров:

  • нормативные параметры – выраженные в нормах и нормативах требования к продукции международных, государственных, региональных, местных органов, а также потребителей;
  • технические параметры – параметры назначения продукции, эргономические и эстетические параметры;
  • экономические параметры – цена продукции, затраты на ее транспортировку, на обучение персонала и т.д.;
  • организационные параметры – это затраты на обслуживание, сроки и условия гарантий, условия платежей и поставок, средства маркетинговых коммуникаций и прочее.

Конкурентоспособность продукции определяется в результате воздействия двух категорий факторов – внешних и внутренних.

Внешние факторы непосредственно не зависят от производителя продукции, поэтому их приходится принимать как данность. Например, речь идет про состояние национальной и мировой экономики, формы и методы государственного регулирования экономики, требования потребителей продукции и т.п.

Внутренние факторы находятся в поле контроля производителя продукции, поэтому ими не только можно, но и нужно управлять. Например, речь идет про организационно-производственную деятельность предприятия, его ресурсный потенциал, имидж, репутацию и т.п.

Уровень конкурентоспособности продукции оценивается в результате применения различных приемов: экономико-математических методов, способов стохастического многофакторного анализа, метода экспертных оценок. Зачастую именно с помощью последнего приема вместе с проведением маркетинговых исследований получают комплексную оценку конкурентоспособности продукции.

Проведение анализа конкурентоспособности продукции дает руководству предприятия основание принять серьезное управленческое решение. Так, возможно изменение ценовой политики, формирование новой структуры капитальных вложений в производство, переход на новые технологии производства и оборудования, организация выхода на международные рынки и т.п.

Таким образом, анализ качества и конкурентоспособности продукции представляет собой многоаспектный процесс, который начинается с изучения потребностей потребителей и завершается анализом движения продукции к ним. Это позволяет повысить общую эффективность работы предприятия.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Любовь Владимировна Мурлаева

Эксперт по предмету «Экономика предприятия»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис