Любое предприятие, независимо от формы собственности, характера финансирования, несет расходы вследствие своей деятельности. Расходы являются одной из главных категорий определения эффективности деятельности предприятия, поскольку именно они влияют на конечный результат его деятельности - прибыль.
Деятельность предприятия была и будет оставаться всегда небескорыстной, но в своей меркантильности она формирует изобилие государства, а следовательно, определенный социо-политический и культурный уровень.
Так что, чем меньше (рациональные) затраты, тем лучше уровень "жизни" всех субъектов экономики. Одним из основных видов расходов является себестоимость - то есть денежное выражение затрат предприятия на производство и реализацию продукции. Высокая себестоимость продукции снижает конкурентоспособность предприятия и заставляет руководителей искать причины и резервы ее снижения.
Материальные затраты занимают значительный удельный вес в структуре себестоимости продукции и расходов предприятия в целом (от $60 \ %$ до $75 \ %$ в зависимости от отрасли экономики), поэтому исследование материальных затрат и дальнейшее выявление резервов их сокращение может существенно повлиять на финансовые показатели деятельности промышленного предприятия.
Предельные издержки фирмы
Необходимость исследования расходов является актуальным вопросом в современных условиях хозяйствования. Поиск путей снижения издержек производства следует рассматривать как фактор повышения прибыльности и эффективности работы предприятий, обеспечения их стабильности в рыночной среде, расширение возможностей внутрипроизводственной реструктуризации в соответствии с изменениями конъюнктуры рынков сбыта продукции.
Издержки фирмы – это денежное выражение затрат факторов производства, необходимых для производства товаров и услуг. На практике, такие затраты принято называть себестоимостью.
Изучение издержек производства, их сущности и пути их снижения, влияния издержек на прибыль сейчас являются довольно серьёзной и актуальной проблемой на сегодняшний день, потому что в условиях рыночных отношений центр экономической деятельности является предприятие.
Каждое предприятие, прежде чем начать производство продукции, определяет, какую прибыль, какой доход она сможет получить. Прибыль предприятия зависит от двух показателей: цены продукции и затрат на ее производство. Цена продукции на рынке и есть следствие взаимодействия спроса и предложения. Под воздействием законов рыночного ценообразования в условиях свободной конкуренции цена продукции быть не может быть выше или ниже по желанию производителя или покупателя, она выравнивается автоматически. Другое дело - затраты производственных факторов, используемых для производственной деятельности, так называемых «издержками производства». Они могут возрастать или снижаться в зависимости от объема потребляемых трудовых или материальных ресурсов достойной факторов. Следовательно, можно сделать вывод о том, что производитель располагает множеством рычагов снижения затрат, Которые он может привести в действие при умело руководстве.
Издержки фирмы в любой период равны стоимости ресурсов, использованных для производства реализованных в течение этого периода товаров и услуг. Прибыль предприятия, зависит от цены продукции и от затрат на ее производство. Цена продукции на рынке и является следствие взаимодействия спроса и предложения.
Предельные издержки (МС) – это издержки, связанные с производством дополнительной единицы продукции. Они показывают изменение общих издержек производства при увеличении объема производства на одну единицу продукции. Определяются по следующей формуле:
$MC=\frac{\triangle TC}{\triangle Q}$
Сравнение средних и предельных издержек производства является важной информацией для управления фирмой, определяющая оптимальные размеры производства. В точке В цена предложения совпадает со средними и предельными издержками. Эта точка означает равновесие фирмы. При движении от точки В вправо увеличение производства ведет к уменьшению прибыли, так как на каждую единицу товара растут добавочные расходы. Выход за точку В приводит к неустойчивости финансов фирмы и в конце ее поведение будет определяться бегством из рыночных структур.(Рис.1)
Рисунок 1. Сравнение средних и предельных издержек фирмы
Точка равновесия фирмы и максимальной прибыли достигается в случае равенства предельного дохода и предельных издержек.
Эффект масштаба
Характер изменения издержек в длительный период обусловлен эффектом масштаба.
Эффект масштаба - соотношение между изменением объемов использованных ресурсов с изменением объемов производства. С расширением предприятия положительный эффект масштаба уменьшается, что обуславливает переход к стадии постоянной отдачи, когда долгосрочные средние расходы стабилизируются, а с определенного момента общие издержки начинают расти быстрее, чем количество производимой продукции. В этом случае проявляется отрицательный эффект масштаба. За невыполнение переменных цен на ресурсы эффект масштаба обусловливает динамику расходов в долгосрочном периоде прослеживается с помощью функции долгосрочных средних издержек - LATC (Рис.2).
Рисунок 2. Эффект масштаба
Факторы положительного масштаба делятся на:
- технические факторы;
- экономический маркетинг;
- финансовая экономия;
- экономия, связанная с фактором риска.
Также следует помнить о том, что фирма не может бесконечно увеличивать масштабы производства, так как вступает в силу фактор отрицательного эффекта масштаба.
Фактором отрицательного эффекта масштаба является сложность в управлении крупным производством. Рост бюрократизма, слабость контроля за многочисленными службами и отдаленность руководителей от рабочих способствуют развитию неэффективного производства.
Исходя из того, что материальные расходы тесно связаны с понятием материальных ресурсов, можно сделать вывод, что снижение себестоимости продукции достигается за счет эффективного использования материальных ресурсов.
Затраты на производство продукции является одним из важнейших показателей, который комплексно характеризует качественные изменения в технике, технологии, организации труда и производства, происходящих на предприятии. Снижение издержек производства и себестоимости продукции является одним из основных условий роста прибыли предприятия, повышения рентабельности и эффективности его работы.
Итак, издержки фирмы в любой период равны стоимости ресурсов, использованных для производства реализованных в течение этого периода товаров и услуг. Прибыль предприятия, зависит от цены продукции и затрат на ее производство. Цена продукции на рынке является следствие взаимодействия спроса и предложения. Важнейшими путями снижения затрат на производство продукции является определение оптимальной величины закупаемых ресурсов и запускаемой продукции потребляемых в производстве - трудовых и материальных. А так же снижение трудоёмкости продукции и рост производительности. Затраты в большинство случаев являются результатом действия спроса и предложения. Возрастание спроса на любое благо повысит затраты на приобретение этого блага лишь по этому оно не вызовет роста величины предложения.