Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Естественные монополии и специфика их регулирования

Все предметы / Экономика / Естественные монополии и специфика их регулирования
Содержание статьи

Монополия в экономике

Определение 1

Монополия – это вид рыночной структуры, в которой одна фирма может диктовать условия сбыта, то есть влиять на цену или на объем выпуска продукции.

В этом случае говорят о монопольной власти предприятия. Фирма обладает исключительным правом производить, продавать конкретные товары или услугу. Конкуренции на рынке монополии нет.

Рыночная система хозяйствования заставляет предприятия конкурировать между собой за доступ к рынкам сбыта. Появление монополий является следствием этого стремления. Монополизация позволяет получать максимальную прибыль при относительно небольших издержках. Дополнительными факторами, влияющими на появление монополий, являются:

  1. Установление законодательных барьеров.
  2. Высокие затраты бизнеса, не окупаемые в конкурентной борьбе.
  3. Поглощение или слияние.
  4. Проведение политики протекционизма.

Отличительными чертами монополии можно назвать представительство отрасли одной компанией. Рыночная власть дает возможность фирме устанавливать свои правила на рынке. Потенциальные конкуренты не могут зайти на рынок из-за высоких барьеров в виде государственных ограничений или экономических расходов на запуск производства. Покупатель оказывается в условиях, где ему приходится покупать товар у монополиста, либо отказываться от его покупки в принципе.

В практической деятельности встречаются разные типы монополия, среди них естественная, искусственная, открытая, закрытая.

Замечание 1

Монополия ведет к асимметрии информации на рынке. Доступ к манипулированию ценами и их установлению сосредоточен в руках одной компании. Покупатели не могут получить достаточной информации о положении рынка, так как они имеют данные только одного продавца. Монополии ведут к снижению качества продукции на фоне повышения ее стоимости.

Готовые работы на аналогичную тему

Естественные монополии

Естественные монополии создаются тогда, когда положительный эффект от деятельности компании возможен лишь при отсутствии конкурентной борьбы. Запуск такого производства требует существенных затрат и разветвленной инфраструктуры. Если взять любую естественную монополию, например, систему водоснабжения, то можно обратить внимание, что отрасль состоит из комплекса взаимосвязанных предприятий, конкуренция с которыми лишь снизить качество оказываемых услуг.

Предприятия в структуре естественной монополии объединяются в общую сбытовую организацию. Спрос лучше обслуживается тогда, когда конкурентов нет.

Естественная монополия может быть однопродуктовой и многопродуктовой. Однопродуктовая обеспечивает достаточное условия существования от масштаба на всем диапазоне спроса. Необходимым условием существования является субаддитивность функции издержек. Многопродуктовая не требует возрастающей отдачи от масштаба. Экономика от разнообразия может превысить действие убывающей отдачи от масштаба.

Причинами возникновения естественных монополий называют:

  • Особенности технологии, которые ведут к росту эффекта от масштаба.
  • Экономию от разнообразия продукции.
  • Недостаточную емкость рынка.

По форме собственности естественные монополии могут быть частными и государственными. По территориальному характеру выделяют экстерриториальные, национальная, региональные, местные. По характеру возникновения существуют организационные, технологические и экономические.

Специфика регулирования естественных монополий

Регулирование естественных монополий является одним из направлений государственной экономической политики. Методами регулирования могут быть:

  1. Ценовые методы.
  2. Регулирование нормы прибыли.
  3. Блочные тарифы.
  4. Ценовое регулирование при ограничении мощности.
  5. Эффективное или справедливое ценообразование.

Отличительными чертами естественной монополии можно называть технологические исключительные преимущества на данном рынке. Постоянные издержки для них велики, а переменные остаются незначительными. Средние издержки всегда выше предельных. Наиболее типичными примерами могут быть железные дороги, трубопроводный транспорт.

Налоги, как средство регулирования естественных монополий, делятся на прямые, относящиеся к налогообложении прибыли. Также есть налоги на продажу. Они являются косвенными и ведут к росту предельных издержек производства. Объем производства при этом сокращается, а цена растет.

Чтобы контролировать цены, устанавливается максимальная цена. Учитывается, что эффективность цены достигается при ее уровне, обеспечивающем максимизацию прибыли при среднем уровне издержек.

Снижение барьеров на вход в отрасль стимулирует развитие конкуренции. Но для регулирования естественных монополий такой метод не является эффективным. Появление конкурентов могут снизить качество оказываемых услуг и сделать предприятие убыточным.

Ценообразование Рамсея заключается в том, что цена на продукцию естественных монополий устанавливается на уровне средних издержек. Фирма не получает прибыли, но и не несет убытков. Если цена регулируется государством, то предприятию невыгодно работать над качеством конечного продукта. Регулирование цены ведет к тому, что предприятие начинает повышать цену за счет снижения качества продукции. В результате страдает конечный потребитель, у которого не остается выбора. Чтобы воздействовать на качество, государство может использовать два рычага воздействия – включать показатели качества в структуру устанавливаемых им нормативов, внедрять практику компенсации потерь.

Настройка работы естественных монополий предполагает принятие комплекса мер, иначе эффект от воздействия может быть негативным. В результате вмешательства государства выпускаемые товары не должны потерять своего качества, при этом цена должна остаться доступной для большинства покупателей.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Юлия Лайши

Эксперт по предмету «Экономика» , преподавательский стаж — 5 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис