Понятие бюджетирования
Для осуществления нормальной и полноценной экономической деятельности любой субъект хозяйствования имеет свой бюджет.
Бюджет – это финансовый документ, который содержит полную информацию о всех возможных денежных поступлениях и предстоящих финансовых выплатах на определенный период времени.
Это документ утверждается руководством предприятия (региона, страны) и обязателен для исполнения. Но так как каждый субъект экономики имеет свой бюджет, для координации работы всех предприятий и согласования бюджетов всех уровней, применяется метод бюджетирования.
Бюджетирование – это совокупность различных методов составления, коррекции финансовых и натуральных планов и бюджетов разных уровней, контроля за их выполнением.
Состав процесса бюджетирования
В состав процесса бюджетирования входят две последовательные стадии (два шага) – составление бюджетов и контроля за их выполнением. При бюджетировании происходит планирование поступлений в бюджет (доходов) и выплат (расходов) на предстоящий период времени (бюджетный период).
Сущность управления бюджетированием
Технология распределения и согласования управлением всеми структурными подразделениями предприятия. При этом формируются все основные плановые показатели. Так как бюбджетирование – процесс коллегиальный, то каждый участник может сделать свой вклад в создание, развитие и коррекцию планов, в контроль за их выполнением.
Управление бюджетированием – это создание механизма взаимодействия всех структурных подразделений предприятия или организации, управленческого аппарата, направленного на эффективное достижение поставленных целей.
Система управления бюджетированием
Система управления бюджетированием – это не что иное, как совокупность административных структур предприятия или организации, отвечающих за продуктивное и эффективное выполнение намеченных планов.
Во главе этой структуры стоит директор по бюджету. Он отвечает за подготовку, сбор и проверку предварительных данных, предоставление отчетов. Эту функцию выполняет финансовый директор предприятия или компании. Он же, как эксперт, может координировать работу отделов.
Следующим важным звеном является комитет по бюджету. Это коллегиальный орган, в состав которого входят руководители верхнего звена. Кроме того в его состав могут входить и внешние консультанты (эксперты). Это постоянно действующий орган. он осуществляет проверку стратегических и финансовых планов, устраняет разногласия и вносит коррективы в работу предприятия.
На основе своих наблюдений и выводов комитет по бюджету и директор по бюджету могут создать рабочий инструментарий – руководство по бюджету. Это система инструкций и правил, которая отражает организационную структуру предприятия, его производственную направленность и политику руководства.
Этими инструкциями регламентируются права и обязанности всех участников бюджетного процесса, определяется порядок отчетности и ответственности.
На основе разработанных инструкций выбирается программный продукт для обеспечения эффективности процесса бюджетирования.
Далее необходимо разработать и выделить центры ответственности, назначить менеджеров, которые будут нести персональную ответственность за каждый из этих центров. Этих менеджеров следует обучить всему, что связано с бюджетированием.
Заключительными этапами управления бюджетированием являются разработка системы оперативного учета и форм отчета, разработка и утверждение графика оборота документов по бюджетированию.
На каждом предприятии и в каждом отдельном случае могут быть свои особенности. Но общие тенденции управления бюджетированием сохраняются.