Понятие бюджетирования и его основные элементы
Бюджетирование – это единая система финансового планирования, а также управления деятельностью предприятия с помощью различных показателей.
Бюджетирование включает в себя такие элементы как: планирование предпринимательской деятельности, прогнозирование финансовых результатов, сопоставление финансовой эффективности различных проектов и установление прозрачности системы финансового управления предприятием.
Основополагающим элементом бюджетирования является планирование, это и планирование направлений деятельности предприятия и его подразделений, и планирование доходов и расходов, в том числе расходов на персонал.
«Бюджет на персонал» и технология его разработки
Бюджет на персонал – это документ, содержащий информацию о совокупном размере расходов на персонал за определенный период, а также информацию о статьях расходов и их составе, утвержденный руководством предприятия.
Как и у каждого бюджета, у бюджета расходов на персонал имеется особая технология разработки. Исходная информация, необходимая для составления бюджета, содержится в бизнес-плане по персоналу, который является составной частью общего бизнес-плана предприятия.
Далее происходит непосредственная разработка бюджета расходов на персонал. Для этого:
- Определяются статьи расходов, связанные с персоналом. Чаще всего в бюджет входят статьи по следующим элементам – фонд оплаты труда, социальные программы, привлечение и увольнение персонала, оборудование новых рабочих мест, обучение и развитие персонала, командировочные расходы.
- Собирается информация от руководителей отделов;
- Разрабатывается единый формат кадрового планирования, путем соединения различных проектов форматов. Каждый специалист по персоналу разрабатывает свои форматы планов по работе с персоналом организации.
Составление единого формата кадрового планирования является наиболее трудоемким процессом. Оно производится на основе собранной информации от руководителей и топ-менеджеров организации, чье мнение зачастую расходится. Руководители стремятся повысить эффективность труда за счет привлечения дополнительного персонала, вместе с тем топ-менеджеры стремятся повысить эффективность труда не увеличивая численность персонала.
Заключительным этапом является защита бюджета перед руководством и его внедрение.
Трудности бюджетирования расходов на персонал и контроль исполнения бюджета
Существуют следующие проблемы формирования бюджета на персонал:
- Нечеткое разделение обязанностей. Данный пункт относится к финансовой службе и службе по подбору персонала. Зачастую служба по персоналу не обладает надлежащими правами и ресурсами для формирования бюджета;
- В процессе принятия решения по утверждению бюджета расходов на персонал зачастую происходит исключение менеджера по персоналу;
- Расходы на персонал имеют достаточно высокую стоимость, к чему руководители предприятий могут быть не готовы (подбор персонала и его обучение, заработная плата, социальный пакет);
- Особенности российского налогообложения;
- Несоблюдение бюджета. Зачастую утвержденный бюджет не соблюдается, а принимается формально.
После составления бюджета необходимо проследить за его реализацией и проконтролировать контроль его исполнения.
Каждое подразделение сдает проект бюджета расходов на персонал финансовому директору, который в свою очередь может потребовать обоснования указанных сумм от ответственных лиц. Также данное требование будет уместным при перерасходе денег по какой-либо статье затрат.