Сущность особой экономической зоны и цели её создания
Особая экономическая зона (ОЭЗ) – это ограниченная территория государства, которая отличается от остальной его территории особым юридическим статусом (в частности, в налоговых и таможенных правоотношениях).
В последние несколько десятилетий обострились вопросы обеспечения устойчивого социально-экономического развития территорий. Одним из вариантов решения этих вопросов является создание внутри стран особых (свободных) экономических зон.
Как правило, созданием особых экономических зон занимаются органы государственной власти. Их заинтересованность в данном случае заключается в том, что с помощью предоставления участникам (резидентам) этой зоны дополнительных прав, льгот и освобождения от ряда обязанностей могут быть решены следующие задачи:
- привлечение в свою страну прямых иностранных инвестиций в виде как денежного капитала, так и передовых технологий производства товаров и услуг;
- обеспечение занятости местного населения благодаря созданию дополнительных рабочих мест, в том числе, для высококвалифицированного персонала;
- замещение товаров, ввозимых на территорию страны из-за границы, товарами, произведёнными внутри страны (импортозамещение);
- развитие и реализация экспортного потенциала страны;
- внедрение в хозяйственную деятельность отечественных производителей новых методов менеджмента и организации труда.
В создании особых экономических зон заинтересованы не только органы государственной власти, ответственные за создание в стране благоприятного инвестиционного климата и повышения общего благосостояния населения, но и частные производители, инвесторы. Благодаря участию в ОЭЗ они способны снизить свои издержки (получив налоговые, таможенные льготы; пользуясь более дешёвой рабочей силой; избегая излишних административных барьеров; приблизив собственное производство к конечным потребителям; получив доступ к передовой инфраструктуре).
Таким образом, особая экономическая зона является действенным инструментом развития территорий и производств, который нашёл применение во многих странах мира. В Российской Федерации особые экономические зоны впервые были установлены в 2005 году. Из-за того, что этот институт в России ещё достаточно молод, отечественные специалисты в этом вопросе преимущественно ориентируются на опыт зарубежных стран.
Опыт создания особых экономических зон в Соединённых Штатах Америки
На данный момент наибольшее число особых экономических зон зарегистрировано и функционирует в Соединенных Штатах Америки (их насчитывается около 240). В США выделяют три группы ОЭЗ (технологические парки, предпринимательские зоны, зоны внешней торговли), каждая из которых отличается особым правовым и административным режимом ведения хозяйственной деятельности.
Так, зоны внешней торговли предоставляют своим участникам льготы по уплате налогов и таможенных пошлин и не ограничивают их в экспорте своей продукции за границу (в отличие от остальной части страны, где действуют квоты на экспорт). Предпринимательские зоны предоставляют резидентам возможности по складированию и переработке производимой продукции. Их чаще всего создают в тех областях страны, которые в большей степени подвержены низким уровням доходов и занятости местного населения.
Одними из главных целей, которые преследовали создатели особых экономических зон в США, были:
- устранение межрегиональных диспропорций и выравнивание их развития;
- реализация региональной политики, которая направлена на активизацию в депрессивных регионах малого и среднего предпринимательства;
- усиление и интенсификация внешнеэкономических взаимосвязей американских производителей.
Функционирование ОЭЗ содержательно было представлено предоставлением больших финансовых преференций национальным бизнес-структурам. Зарубежный капитал не привлекался – этот метод развития территорий больше характерен и эффективен для развивающихся, а не для развитых стран.
Функционирование особых экономических зон в других странах мира
Обширным опытом создания и функционирования особых экономических зон обладают государства Европейского союза. По мнению экспертов, наибольших успехов по данному направлению внутренней социально-экономической политики добились Болгария, Германия, Ирландия, Польша.
Например, Ирландия после окончания Второй мировой войны вступила в глубокий экономический кризис. Преодолеть его помогло использование рыночного механизма особых экономических зон, прежде всего, ориентированных на производство и экспорт. За 3 послевоенных десятилетия в Ирландии было сформировано около 60 ОЭЗ разного вида, что в итоге позволило снизить уровень безработицы в страны и предотвратить миграцию населения.
Механизм особых экономических зон позволил за довольно кроткий промежуток времени достигнуть высоких макроэкономических показателей нынешнему экономическому лидеру мира – Китаю. Особенностью китайских ОЭЗ можно назвать их ориентацию на международные товарные рынки и специализацию в сферах обрабатывающей промышленности, научно-исследовательской и торгово-сбытовой деятельности.
В результате их функционирования экономика Китая стала обеспеченной наиболее современными и совершенными типами технологии и техники, доступной инфраструктурой и высококвалифицированными трудовыми ресурсами.
Также определённых успехов благодаря созданию и развитию особых экономических зон достигли страны Юго-Восточной Азии (Южная Корея, Сингапур, Малайзия), которые реализовывали политику гибкого инвестиционного режима.