Сущность экономической системы
Развитие человечества неразрывно связано с эволюцией и усложнением экономических отношений. Можно сказать, что человек стал вести хозяйство еще с первобытных времен, когда пища добывалась для личного и общинного потребления. Постепенно труд стал специализироваться, появилась частная собственность. Люди начали заниматься скотоводством, земледелием и ремеслами, что способствовало установлению обмена. Качественные изменения в данной области произошли в тот момент, когда появился единый эквивалент расчета. Он имел натуральную форму, а затем, стал осуществляться посредством использования драгоценных монет. Не менее важным событием в становлении хозяйственных систем стало развитие международной торговли, открытие новых торговых путей. Это способствовало формированию первого накопления капиталов, а также заложило основы будущих рыночных отношений.
Качественные изменения в обществе произошли в ходе промышленной революции. Во-первых, переход к машинному труду увеличил объем выпуска, способствовал унификации труда, а также появлению новых профессиональных направлений. Потребности общества так же изменились, покупатели имели собственные средства для осуществления покупок. Постепенно предлагаемый ассортимент продукции рос, что давало свободу выбора. Были заложены основы капиталистического общества.
Экономическая система представляет собой определенный сложившийся институт отношений, в основе которого лежит общественный воспроизводственный процесс. Особенности взаимодействия реализуются на этапах от создания и распределения благ, до их сбыта и потребления.
В экономической теории существуют различные подходы к разделению экономических систем. Например, по форме собственности, а также особенностям хозяйственных связей выделяют такие экономические системы, как:
- традиционная;
- плановая;
- рыночная;
- смешанная.
Так же принято делить экономические системы на доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные. В каждой из них главенствует свой фактор производства, социальный класс с и метод получения дохода.
Особенности и признаки плановой экономики
Главной особенностью плановой экономической системы является сильная централизация государственной власти, которая оказывает прямое воздействие на все сферы жизни общества конкретной страны. Такая модель была характерна для стран бывшего социалистического лагеря. Особенности плановой экономики позволяли руководителям этих государств внедрять идеи равенства и справедливости. Считается, что основоположниками данной системы стали труды Маркса и Энгельса. Идея социального равенства в плановой экономике реализовывалась через приоритет общественного над индивидуальным, и коллективного над частным.
Плановая экономика представляет собой модель хозяйственных отношений, где осуществляется централизованное управление производством и ценами с учетом всех потребностей, что в конечном итоге ведет к относительному равновесию между предложением и спросом.
Признаками плановой экономической системы можно назвать:
- Государственная собственность на все имеющиеся экономические ресурсы.
- Стратегическое, тактическое и оперативное управление национальной экономикой находится в руках правительства.
- Централизованное принятие решения относительно ассортимента, цен, объемов выпуска.
- Любые инвестиции осуществляются согласно государственному плану.
- Полное отрицание частной собственности, коллективизм.
- Полное доминирование производителя и предложения над потребителем и спросом.
С одной стороны, плановая экономическая модель обладает рядом преимуществ. Например, она создает прозрачную упорядоченную хозяйственную систему, в которой формируются предпосылки для стабильного развития, поддерживается высокий уровень занятости населения, оказывается поддержка заведомо убыточным производствам. Централизованная система сыграла важную роль в быстрой перестройке экономики СССР в пользу военной мобилизации. После войны она помогла восстановить хозяйственную систему страны.
Однако, плановая экономика обладает рядом недостатков. Ввиду отсутствия конкуренции и собственной предпринимательской инициативы в системе постепенно формируется товарный дефицит. Экономическое развитие страны начинает отставать от общемирового. Для защиты внутреннего рынка обрываются международные торговые связи. В конечном итоге это сказывается на техническом и технологическом отставании от ведущих экономик мира.
Общее сопоставление плановой и рыночной экономических систем
Современное общество отказалось от плановой модели экономических отношений на национальном уровне. Однако, элементы данной модели сохранились в отдельных отраслях народного хозяйства. Как правило, она реализуется в стратегических сферах, а также в области национальной безопасности.
Во многих странах был совершен переход от плановой экономики к рыночной. Прежде всего, необходимо было ликвидировать отставание от других стран, открыть рынки, создать условия для формирования саморегулирующейся и гибкой хозяйственной среды. Для этого надо было перевести государственную собственность в частную, либо в совместные формы владения. Для предпринимательства это означало, что коммерческие риски, которые ранее переносились на всю экономическую систему, в рамках рыночной, обязывали самостоятельно разрешать текущие проблемы.
Ресурсы в плановой системе распределялись централизовано, согласно приоритетам, определенным правительством. В рыночной модели отношения более стихийны. Соотношение спроса и предложение устанавливается согласно рыночным законам равновесия. Цены при плановом подходе всегда фиксированы, а на рынке они свободные.
Любые внешнеторговые операции при централизованной системе осуществляются строго специализированными органами и предприятиями. Валютный курс стабилен, так же существуют специальные курсы для отдельных видов международных операций. В рыночной экономике любой субъект может выйти на международный уровень. Валютная корзина устанавливается согласно законам рынка.
При переходе от централизованной системы к рыночной произошло освобождение рабочей силы от принудительного труда. С одной стороны – это сделало рынок труда свободным, с другой – создало условия, при которых государству все равно необходимо оказывать определенную социальную помощь обществу в сфере трудоустройства.