Понятие о рынке
Для удовлетворения своих потребностей человек всегда должен был трудиться.
Трудом называется целенаправленная сознательная деятельность человека по созданию определенного вида благ для удовлетворения своих потребностей.
Для производства этих благ необходимы были ресурсы. Но они неравномерно распределены на планете. Поэтому затраты на производство одного и того же блага в разных местах были различными. Это послужило причиной формирования географического (территориального) разделения труда и возникновению торговли.
На первых порах торговля имела форму натурального обмена продукцией. Позже (с возникновением государств и введением денег) в торговле появились товарно-денежные отношения. Но в эпоху господства натурального хозяйства и в условиях традиционной экономики (экономической системы) торговля была довольно ограниченной.
Оживилась торговля в период Великих географических открытий. Тогда же усилилась конкуренция в торговле между странами Европы и Востока. Но окончательно торговля приобрела современный размах с формированием капиталистических отношений и укреплении рыночной экономической системы. Основой этого процесса стало развитие товарного производства.
Товар – это благо, произведенное для продажи и имеющее определенную рыночную стоимость.
Рынок это абстрактное понятие, обозначающее в экономической науке всю совокупность процессов по купле-продаже товаров и услуг.
Рынок не является чем-то монолитным. Он подразделяется на составные части в соответствии с представленным на нем товаром. Поэтому выделяют следующие виды рынков:
- рынок сырья;
- рынок энергоресурсов;
- рынок труда (трудовых ресурсов);
- рынок капиталов;
- рынок ценных бумаг (фондовый рынок);
- рынок банковских услуг;
- валютный рынок и пр.
Рынок является не только системой купли-продажи товаров и услуг. Это еще и инструмент, регулирующий производство. Происходит это путем взаимодействия на рынке потребительского спроса и предложений от производителей. Взаимодействие спроса и предложения определяет цену товара и, соответственно, прибыль производителя. Чем выше прибыль, тем выгоднее ему производить данный товар. А потребитель влияет на производство путем «голосования деньгами». То есть он, покупая тот или иной товар у того или другого производителя, показывает более качественные товары и лучшего производителя.
Сущность первичного рынка
Довольно часто в последнее время встречается формулировка «первичный рынок». Он может применяться для различных видов рынков (различных видов товаров). Поэтому можно встретить следующие варианты названий:
- первичный рынок жилья (недвижимости);
- первичный рынок ценных бумаг;
- первичный валютный рынок;
- первичный рынок ресурсов;
- первичный рынок труда и т.п.
Но среди всего разнообразия первичных рынков наиболее часто упоминаются именно первые два из приведенного выше перечня. Не взирая на большое количество разновидностей первичных рынков, у них есть общие признаки.
Первичным рынком называется рынок, на который товар выставляется впервые.
Товары, находящиеся на первичном рыке, представлены, как правило, производителями. Только в процессе купли-продажи право собственности на этот товар переходит от производителя к другому лицу.
Структура первичных рынков
Как и любой рынок, первичный рынок имеет определенную структуру. В нее входят законодательная база, объекты рынка, субъекты рынка и рыночная инфраструктура.
Законодательной базой рынка является свод правовых норм и законов как государственного, так и международного масштаба.
Данные нормативно-правовые требования регулируют все процессы в ходе рыночных отношений.
Объектами рынка являются товары и услуги, которые выставлены для купли-продажи.
Данные объекты товарно-денежных отношений в ходе рыночных операций могут продаваться, покупаться, меняться, передаваться в залог. Объектами рыночных отношений могут стать любые товары, оборот которых не противоречит законодательству.
Рыночной инфраструктурой называют совокупность организаций и технических служб, которые обеспечивают непрерывное функционирование экономических связей между субъектами рыночных отношений и улучшают движение финансово-товарных потоков.
К этой категории относятся пути сообщения и средства связи, транспортный комплекс, складские помещения. Кроме того в систему рыночной инфраструктуры входят организации (ассоциации) предпринимателей и потребителей, налоговые службы и службы контроля качества товаров и контроля цен. Данные организации представляют интересы субъектов рыночных отношений и координируют их действия на различных уровнях. Помимо этого обязательным элементом инфраструктуры рынка выступают различные кредитно-финансовые организации и учреждения (банки, валютные и фондовые биржи, страховые и инвестиционные компании, различные фонды), товарные биржи и аукционы, торговые дома и ярмарки, торговые палаты и пункты проката.
Участники рынка
Главными структурными элементами рынка все же выступают его субъекты.
Субъектами рынка являются непосредственные участники рыночных отношений (процессов купли-продажи).
Участниками рынка могут выступать:
- физические лица;
- юридические лица;
- государство и органы регионального и местного самоуправления.
Напомним, что на первичном рынке объектом купли-продажи является только продукция выпущенная впервые. Поэтому среди участников первичного рынка не может быть посредников. Это существенное отличие первичного рынка от всех прочих.
Первичную продукцию на рынок выставляют ее производители. На первичный рынок ценных бумаг товар (ценные бумаги) выставляется эмитентом (лицом, которое их выпустило). Эмитентом может быть государство или уполномоченный государственный орган. Кроме того эмитентом может выступать банк и акционерное общество, впервые выпускающие соответствующие бумаги в оборот.
Все из выше указанных участников первичного рынка могут выступать в роли покупателя или инвестора на первичном рынке. Физические лица могут выступать на первичном рынке продавцом трудовых ресурсов при первичном трудоустройстве. Это касается всех молодых специалистов, поступающих на работу впервые. Кроме того, физические лица, совершившие открытие или изобретение, являются продавцами интеллектуальной собственности на соответствующем первичном рынке.