Малый бизнес — это небольшие предприятия или фирмы, принадлежащие частным лицам и характеризующиеся небольшим объёмом производства и выручки, а также ограниченной штатной численностью работников.
Специфика малого бизнеса
Исходя из опыта стран с рыночной экономикой, важнейшим условием успешного социально-экономического развития государства является одновременное существование крупного, среднего и ма¬лого бизнеса, а также деятельность, базирующаяся на ручном труде.
Специфическими чертами предприятий малого бизнеса являются:
- ограниченность рынка сбыта, из-за чего фирма не может установить на рынке монополию и диктовать собственные условия по ценам или объемам реализуемой продукции;
- наличие юридической самостоятельности. Крупное предприятие оказывается под воздействием сложных управленческих структур, тогда как руководство малым предприятием берет в руки сам собственник;
- личное участие в управлении собственника бизнеса, которому под силу самостоятельное руководство предприятием и определение приоритетных направлений развития. Свобода собственника при принятии решений подразумевает отсутствие контроля над его действиями посторонних лиц.
Высокая эффективность малых предприятий связана с тем, что для их функцио¬нирования не нужны крупные финансовые вложения, большие материальные и трудовые ресурсы. В силу своей гибкости малый бизнес быстро реагирует на перемены во внешней среде и легко адаптируется к ним. Преимуществом малых форм предпринимательства является возможность собственника реа¬лизовать собственные идеи и проявлять свои способности. Среди недос¬татков малого бизнеса традиционно называют высокую рискованность, слабую компетент¬ность руководителя и связанные с этим управленческие ошибки, финансовые трудности на первых этапах существования и сложность в получении кредитования. На практике, небольшие капиталы малого бизнеса сужи¬вают производственные рамки, ограничивают возможности вовлечения производственных, науч¬но-технических, трудовых ресурсов.
Функционирование малого бизнеса в России
Характерными чертами российского малого бизнеса являются:
- в силу экономической нестабильности в стране малые предприятия вынуждены проявлять многопрофильность; подстраиваясь под изменчивый рынок, предприниматель может искать источники дохода от не связанных между собой видов деятельности;
- постоянное стремление малого бизнеса к независимости;
- низкая техническая оснащенность и безграмотность предпринимателей в управленческой области;
- активное участие малого предпринимательства в решении острых вопросов: проблем занятости населения, определении приоритетов налоговой и кредитной политики, стимулировании производственного развития территорий.
Начиная с 1990-х годов структуру малого предпринимательства в России можно назвать практически неизменной. В ряде отраслей малый бизнес ни в чем не уступает крупному и среднему. Больше всего малых предприятий приходится на сферу торговли и общественное питание. На втором месте по численности малых предприятий и предоставляемых ими рабочих мест – промышленность и строительство. Традиционно малые предприятия успешнее работают в машиностроении и металлообработке, легкой, лесной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной, а также пищевой промышленности. Это связано с тем, что первоначальный капитал для вхождения на рынок в данных отраслях, ниже чем в других. Меньше всего малых предприятий приходится на сельское хозяйство, поскольку в данной сфере значительную конкуренцию им составляют подсобные хозяйства граждан.
Критериями, исходя из которых малые предприятия распределяются по отраслям, хозяйства, являются:
- особенности конкурентной борьба в том или ином рыночном сегменте;
- наличие препятствий и административных барьеров для входа на рынок;
- потребности общества в тех товарах и услугах, которые предлагает предприниматель;
- уровень окупаемости производства.
Условия развития малого бизнеса в России
Для повышения эффективности функционирования малого бизнеса в современной России необходимо соблюдение ряда условий.
Для создания благоприятного климата для роста малого бизнеса необходимо дальнейшее снижение бюрократического давления на предпринимателей. Так, следует упростить процесс государственной регистрации бизнеса и сократить число контролирующих организаций. Большинство предпринимателей поддержало бы идею уменьшения налоговой нагрузки.
Денежные потоки для поддержки малого бизнеса должны накапливаться в бюджетах разных уровней, а в рамках федеральных программ должны быть закреплены меры протекции малого предпринимательства. Благодаря системе поручительств коммерческие кредитные организации активнее будут кредитовать начинающих предпринимателей, а использование финансового лизинга и франчайзинга станет дополнительной мерой поддержки малого бизнеса.
Для повышения эффективности контроля малого бизнеса на федеральном уровне могут быть созданы специализированные комиссии, которые будут связующим звеном между различными органами законодательной и исполнительной власти.
Кроме того, развитие малого бизнеса требует изменения потребительского поведения, которое в настоящее время отличается консерватизмом: население неохотно употребляет товары и услуги, реализуемые предприятиями малого бизнеса. Из-за низкого уровня спроса замедляются процессы обновления ассортиментной линейки и внедрения инновационных технологий. В связи с медленным ростом объема заказов малыми предпринимателями сужается ассортимент оптовых компаний и крупных производителей комплектующих. Для последних это также приводит к сокращению инвестиционной активности и замедлению темпов обновления основных производственных фондов.