Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Проблемы и правовые основы создания и функционирования малого бизнеса в современной России

Все предметы / Экономика / Проблемы и правовые основы создания и функционирования малого бизнеса в современной России

Малый бизнес

Определение 1

Малый бизнес – это форма экономической деятельности, при которой получение прибыли осуществляется небольшой организацией, либо частным предпринимателем.

Цель создания любого предприятия заключается в регулярном извлечении дохода. Получение прибыли зависит от размера выручки. Владелец имущества использует его для получения готовой продукции или услуг с целью их реализации и формирования дохода, который будет использован для дальнейшего производства, оплаты расходов и решения собственных социально-экономических нужд.

Отнесение бизнеса к категории малого, среднего или крупного осуществляется по параметрам, заданным законодательством страны. Например, в России малым бизнесом считается категория предприятий, численность работников которых не превышает 100 человек, а ежегодный оборот средств – 800 миллионов рублей. Существуют так же микропредприятия, численность сотрудников которых не превышает 15 человек, а оборот – 150 миллионов рублей.

Малый бизнес в рыночной экономике играет роль двигателя инноваций. Он быстрее всего реагирует на изменения в науке и технике. Кроме того, малый бизнес является залогом повышения занятости населения. В развитых странах жизненный цикл существования малых предприятий не превышает одного календарного года, что считается нормой. Его достаточно легко оформить и начать деятельность. Западные страны имеют доступную систему кредитования для частных предпринимателей и малого и среднего бизнеса, что дает возможность населению реализовать свой предпринимательский потенциал.

Таким образом, малый бизнес является одной из форм получения дохода. Он позволяет реализовать коммерческие идеи с небольшой группой сотрудников, либо действовать самостоятельно. Малый бизнес является фундаментом для экономического развития и роста.

Правовые основы создания и функционирования малого бизнеса в современной России

Приватизация в девяностых годах в России привела к тому, что крупные государственные предприятия сохранили свою деятельность, но были преобразованы в акционерные общества. Малые и средние предприятия практически перестали существовать. Сегодня около 90% коммерческих частных предприятий представлены именно малыми и средними компаниями. Экономическая нестабильность и низкие показатели роста ВВП привели к тому, что существенная часть малых предприятий в России перестали существовать.

Готовые работы на аналогичную тему

Российское законодательство не наделяет малый бизнес самостоятельностью с точки зрения организационно-правовой деятельности. Субъектами малого предпринимательства являются фермерские хозяйства, индивидуальные предприниматели, коммерческие организации и потребительские кооперативы. Закон выделяет три категории субъектов:

  • Микропредприятия.
  • Малые предприятия.
  • Средние предприятия.

Если предприниматель в России решил открыть свое дело, то он должен зарегистрировать свое желание в официальных органах власти. Чтобы получить статус малого предприятия, бизнес должен соответствовать установленным нормам. То есть, бизнес имеет определенную структуру уставного капитала, не превышает среднее значение установленной нормы сотрудников, имеет определенные показатели финансовых результатов.

Критериями отнесения предприятия к малому бизнесу являются его независимость от крупного бизнеса, государственные компании и фонды не могут иметь в его уставном капитале доли, превышающей 25%. Если предприниматель привлекает иностранный капитал, его доля так же не должна превышать 25%. При образовании малого предприятия на средства крупной компании требуется соблюсти соотношение средств 49% - крупного предприятия и 51% малого. Последнее требование не относится к организациям, предоставляющим общественные услуги. Категория предприятия может быть изменена, если критерии соответствия достигнут крайних пределов.

Проблемы малого бизнеса в современной России

Малый бизнес в России представлен в основном предприятиями и предпринимателями, занимающимися торговлей либо оказывающими несложные услуги. Его доля в формировании внутреннего валового продукта не превышает 20%. Скорость его развития существенно отстает от западных предприятий. Эксперты выделяют несколько основных причин:

  1. Нестабильность экономики заставляет банки держать высокий процент на кредитование бизнеса. Кроме того, система отбора бизнес-проектов является достаточно жесткой. Накопить собственные средства для вложения в дело достаточно сложно, поэтому предприниматели обращаются за кредитами. Они попадают в замкнутый круг зависимости от внешнего инвестирования. Вся работа сводится к тому, чтобы покрыть обязательные платежи и выплаты банку.
  2. Низкий уровень квалификации сотрудников. Малый бизнес нуждается в готовых специалистах. Финансы, ведение налогового учета, управление процессами требуют наличия опытных бухгалтеров и менеджеров, которых достаточно сложно найти.
  3. Высокие налоговые ставки. Предприниматель сталкивается с необходимостью платить большие суммы страховых взносов за сотрудников. Налоговые льготы, хоть и существуют в законе, но являются исключением. Их достаточно сложно получить. Государство предоставляет льготы для определенных отраслей.
  4. Коррупция, бюрократия и проблемы государственного регулирования. В стране не существует четкой проработанной законодательной базы, которая сможет регулировать отношения между сторонами и гарантировать выполнение всех обязательств. Размытость формулировок и пересечение законов дает возможность чиновникам получать взятки.

Российская действительность такова, что бизнес функционирует скорее вопреки системе. Поддержки малому бизнесу со стороны государства мало, хотя понимание его необходимости существует. Нестабильная экономическая обстановка, зависимость экономики от сырьевых продуктов не создают условий для поддержки и развития малого предпринимательства.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Юлия Лайши

Эксперт по предмету «Экономика» , преподавательский стаж — 5 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис