Кратко о понятии «облигация»
С момента формирования торговых отношений сложились условия для возникновения ценных бумаг. Первоначально их роль выполняли различного рода рекомендательные и переводные письма, долговые обязательства и расписки. Они способствовали появлению безналичного расчета, помогали сохранить наличность, уберечь ее от случайностей во время переездов.
Позже эти бумаги приобрели установленный общепризнанный облик. Они стали прообразами векселей, облигаций, чеков. Сформировалась законодательная база, регулирующая хождение каждого из видов ценных бумаг. Развивался и сам рынок этих документов. Они стали объектами купли-продажи, обмена, средствами накопления.
Облигация представляет собой долговую ценную бумагу, удостоверяющую, что ее владелец имеет право на определенный фиксированный процент на протяжении срока действия данного документа и на возмещение ее номинальной стоимости при погашении.
Другими словами, владелец облигации является кредитором лица, выпустившему данную облигацию (эмитента). Данный эмитент обязуется выплачивать регулярно собственнику облигации регулярно процент (купон). А по истечении обусловленного срока эмитент обязуется выкупить облигацию по номинальной ее стоимости.
Классификация облигаций
Разновидность облигаций зависит от выпускающих их лиц (эмитентов), от конвертируемости, от способов оплаты, от цели займа и т.п. Поэтому выделяют несколько уровней и разновидностей облигаций. По уровням их можно разделить на:
- государственные (федеральные);
- муниципальные;
- корпоративные.
Государственные облигации выпускаются государством. Муниципальные облигации выпускаются отдельными ведомствами или местными органами власти. Корпоративные облигации могут выпускаться различными коммерческими предприятиями и организациями.
Кроме того, по другим критериям выделяют еще некоторые разновидности облигаций:
- выигрышные;
- оборонные (военные);
- инвестиционные (целевые);
- купонные;
- именные;
- «балансовые» облигации и пр.
-
Такое разнообразие объясняется различными подходами к классификации.
Понятие «корпоративные облигации»
Как уже упоминалось выше, корпоративные облигации выпускаются различными коммерческими предприятиями и организациями. В справочниках можно встретить следующее определение этого термина:
«Корпоративной облигацией называется ценная бумага, которая удостоверяет отношения займа между кредитором (собственником облигации) и заемщиком (эмитентом) в лице акционерных обществ, предприятий и организаций, выпустивших данную облигацию».
На российском рынке ценных бумаг корпоративные облигации еще не приобрели широкого распространения. Но те, которые есть, условно делятся на три категории:
- среднесрочные валютно-индексированные облигации;
- краткосрочные;
- небольшие займы региональных предприятий с плавающей ставкой процента.
Первая категория облигаций имеет срок обращения до 5 лет. Вторая категория облигаций рассчитана на обращение до года. Займы третьей категории привязывают ставку процента к ставке рефинансирования Центрального Банка России или к ставкам депозитных счетов Сбербанка России.
Оценка и анализ корпоративных облигаций
Как уже говорилось, корпоративные облигации выпускаются определенными коммерческими предприятиями и организациями. Поэтому первым шагом в анализе корпоративных облигаций будет оценка степени надежности эмитента (корпорации), оценка особенностей его организационно-правовой структуры и форм собственности финансовой стабильности.
Далее следует проанализировать такие характеристики, как номинальную цену, период обращения, купон (регулярно выплачиваемый процент), доходность и рыночную цену. Номинальная цена является основой для расчета будущих прибылей и будет выплачена при погашении. Номинал, процент и срок обращения указываются в облигации.
Облигации большой номинальной стоимости рассчитаны на привлечение иностранных инвесторов. Они более надежны и доходны чем акции.